Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Танки первой мировой войны » Все о танках первой мировой.


Все о танках первой мировой.

Сообщений 31 страница 34 из 34

31

Царь-танк

Колесная боевая машина Лебеденко (Царь-танк)
Tsar tank.jpg
Царь-танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год.
Боевая масса, т 60 (в проекте — 40)
Количество выпущенных, шт 1 опытный
Размеры
Длина корпуса, мм 17800
Ширина корпуса, мм 12000
Высота, мм 9000
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10 (в проекте - 7)
Борт корпуса, мм/град. 10 (в проекте - 7)
Корма корпуса, мм/град. 8 (в проекте - 5)
Днище, мм 8 (в проекте - 5)
Крыша корпуса, мм 8 (в проекте - 5)
Башня, мм/град. 8
Рубка, мм/град. 8 (в проекте - 5)
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 х 76,2-мм орудия
Боекомплект пушки ~ 60
Пулемёт(ы) 8-10 × 7,92-мм Максим
Боекомплект пулемёта(ов) 8000-10000 патронов
Двигатель
Тип двигателя авиационный карбюраторный высокооборотный
Модель двигателя «Майбах»
Мощность двигателя, л.с. 2 х 250 (при 2500 об/мин)
Удельная мощность, л.с./т 8,3 (по проекту — 12,5)
Ёмкость топливного бака, л ?
Трансмиссия и ходовая часть
Трансмиссия механическая
Механизм поворота поворотом управляемой задней тележки
Ходовая часть (на один борт) колесная, с колесами большого диаметра
Тип подвески блокированная, на винтовых пружинах
Подвижность
Максимальная скорость, км/ч 17
Средняя скорость, км/ч 10
Запас хода, км ~ 60 км
Преодолеваемый подъём, град. ?
Ширина преодолеваемого рва, м ?
Высота преодолеваемой стенки, м ?
Глубина преодолеваемого брода, м ?
Толщина сваливаемого дерева, м ?

Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. В разработке также принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колесную боевую машину. Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр был впоследствии разобран на металлолом.
Содержание
 

    1 Разработка проекта
    2 Реализация проекта
    3 Оценка проекта
    4 Интересные факты

Разработка проекта

Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.
Реализация проекта

Работы под императорским патронажем шли быстро — вскоре была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях — машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 240 л. с. каждый (куда более мощных, чем использовавшиеся на других танках Первой мировой войны), снятых с подбитого немецкого дирижабля. Также испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.
Оценка проекта
Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль».

Надо сказать, что судьба танка Лебеденко в целом схожа с судьбами любых опытных образцов, разрабатывавшихся во время, когда ещё не существовало не только устоявшихся канонов проектирования таких боевых машин, но и как таковой их концепции. Этим отчасти объясняется тот факт, что проект, получивший одобрение в высоких инстанциях и даже реализованный в тяжёлой обстановке предреволюционной России, постфактум казался очевидно провальным.

Уже при первых испытаниях налицо стала невероятная уязвимость этой машины — простой залп шрапнели по спицам колёс гарантированно выводил танк из строя. А при удачном попадании в ступицу колеса, машина вообще складывалась, как карточный домик. При этом колоссальные размеры танка и невысокая скорость передвижения делали его идеальной мишенью. Размеры же предопределили невысокую проходимость машины. Соответственно, скрытая переброска таких колоссов к фронту тоже представлялась маловероятной. Таким образом, единственный успех, на который могли рассчитывать боевые машины Лебеденко, будь они построены серийно — психологический эффект. Несомненно, подавляющему большинству простых солдат тех лет подобная машина могла разве что присниться в кошмарных снах. Правда, серийное производство машин Лебеденко тоже представляется маловероятным — всё упиралось в отсутствие мощных двигателей, да и страна, неудержимо скатывавшаяся к кризису, вряд ли осилила бы производство таких машин.

Довершает «разгром» проекта тот факт, что в общем и целом проектирование и постройка Царь-танка не оказали сколько-нибудь существенного влияния на отечественное (а тем более и мировое) танкостроение. Боевая машина Лебеденко так и осталась ещё одним тупиковым проектом в развитии мирового танкостроения, которое в 1910-х шло практически исключительно методом проб и ошибок.

Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1, имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения (например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры). Оба стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.
Интересные факты

    Прозвище «Летучая мышь» или «Нетопырь» танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры или ветви дерева.
    Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
    Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений. Кhttp://uploads.ru/t/Z/g/z/Zgzfu.jpg
http://uploads.ru/t/h/I/A/hIAR0.jpg
тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.
    Среди местного населения района, прилегающего к месту испытаний танка, лес, в котором находился полигон и позднее ржавел танк, получил название «лес Танка».
    История создания Царь-танка описана в художественно-историческом романе Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» (1956) как один из фрагментов биографии Александра Александровича Микулина (псевдоним в романе — Алексей Бережков).

0

32

Pedrail Landshiphttp://uploads.ru/t/c/x/R/cxRqe.jpg

0

33

Mk IXhttp://uploads.ru/t/i/2/p/i2prM.jpg

0

34

Танк Менделеева

Танк В.Д. Менделеева

Боевая масса, т 173,2
Экипаж, чел. 8
Количество выпущенных, шт не реализован в металле
Размеры
Длина корпуса, мм 10000 (по корпусу)
13000 (по орудию)
Ширина корпуса, мм 4400
Высота, мм 4450 (с поднятой башней)
Бронирование
Тип брони стальная закалённая
Лоб корпуса, мм/град. 150 мм/90°
Борт корпуса, мм/град. 100 мм/90°
Корма корпуса, мм/град. 100 мм/90°
Крыша корпуса, мм 100 мм/90°
Башня, мм/град. 8 мм/90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 120-мм пушка Канэ
Боекомплект пушки 51 выстрел
Пулемёт(ы) 1 × 7,62-мм «Максим»
Двигатель
Тип двигателя бензиновый
Число цилиндров 4
Охлаждение водяное
Мощность двигателя, л.с. 250
Удельная мощность, л.с./т 1,5
Трансмиссия и ходовая часть
Коробка передач 4 скорости вперёд, 1 назад
Механизм поворота дифференциал
Ходовая часть (на один борт) гусеничная
Тип подвески пневматическая, с вертикальными цилиндрами
Тип гусеницы крупнозвенчатая
Тип зацепления за башмак трака
Ширина трака, мм 250
Подвижность
Максимальная скорость, км/ч 24,8 (по дорогам)
Средняя скорость, км/ч 10-15
Запас хода, км ~ 50
Удельное давление на грунт, кг/см2 2,78

«Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.
Содержание

    1 История создания
    2 Описание конструкции
        2.1 Корпус
        2.2 Вооружение
        2.3 Двигатель и трансмиссия
        2.4 Ходовая часть
        2.5 Экипаж
        2.6 Прочее оборудование
        2.7 Возможности транспортировки
    3 Оценка проекта
 
История создания

Проект танка разработан В. Д. Менделеевым единолично за почти пять лет, с 1911 по 1915 годы. Примечательно, что проект разрабатывался изобретателем в целиком и полностью инициативном порядке в свободное от основной работы время. В работе Менделеев широко использовал опыт русского военного кораблестроения.

Разработанный проект отличался очень высоким уровнем проработки и общей тщательностью исполнения — фактически, Менделеев довёл свой проект до уровня рабочих чертежей опытного образца. Особенно это было заметно в сравнении с предложениями большинства других изобретателей. Проект «Бронированного автомобиля», как Менделеев назвал своё детище, был представлен им в канцелярию военного министерства 24 августа 1916 года. Следует отметить, что в тот момент до появления на поле боя первых английских танков оставался почти месяц, а первые французские танки ещё не существовали в металле. Поданый на рассмотрение проект включал в себя детально разработанные чертежи и объёмистую пояснительную записку, разделённую на главы: «Внутреннее размещение личного состава», «Спецификация», «Таблица весов», «Расчёт опорной поверхности», «Проход по железнодорожному пути» и т. д.

Однако, несмотря на детальность проработки и общую воплотимость проекта, он не был воспринят военными всерьёз. По сути своей, проект так и не был тщательно рассмотрен и осел в архивах.

Позднее, осенью 1916 года, основываясь на опыте применения англичанами первых танков, Менделеев модернизировал свой проект, однако сведения об этом варианте танка носят отрывочный характер. Менделеев рассчитывал представить свой новый проект, так же, как и первый, в военное министерство, однако начавшиеся в стране политические катаклизмы перечеркнули планы изобретателя.
Описание конструкции
Корпус

Корпус машины имел простую коробчатую форму и рассчитывался на защиту от 6-дюймовых (152,4-мм) бронебойных снарядов, но, теоретически, мог выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Сборка корпуса осуществлялась на уголках, причём набор каркаса машина «унаследовала» от военных кораблей (использовались стрингеры и шпангоуты). Изготовление корпуса также проходило по «корабельной» технологии — клёпкой и сваркой. В корпусе использовались бронеплиты толщиной 6 дюймов (~ 150 мм, лоб корпуса), 4 дюйма (~ 100 мм, борта и корма корпуса) и 3 дюйма (~ 76 мм, крыша), что делало танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Собственно, единственной относительно тонкой частью корпуса являлось днище, выполнявшееся из 8- и 10-мм бронелистов. В корме корпуса имелась «входная дверь», которая также должна была использоваться для загрузки боекомплекта. Дверь могла задраиваться при помощи корабельных задвижек. Кроме того, на крыше корпуса имелась выдвижная (!) пулемётная башенка цилиндрической формы с толщиной стенок 8 мм.

Общая масса корпуса составляла 86,46 тонн.
Вооружение

Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Для прикрытия амбразуры при наведении пушка оснащалась подвижной плоской бронемаской. Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что увеличивало скорострельность орудия. Боекомплект пушки составлял 51 выстрел (46 — в «крюйт-камере», 4 — на тележке и 1 — в казённике орудия).

В качестве вспомогательного вооружения имелся 7,62-мм пулемёт «Максим», установленный в цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.
Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располаглась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированых отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).

Трансмиссия танка — механическая. Для передачи крутящего момента на ведущие колёса предполагалось использование коробки передач с четырьмя скоростями вперёд и одной — назад. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения возможности поворота танка трансмиссия включала в себя дифференциал.

Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.
Ходовая часть

Конструкция ходовой части танка была более, чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.

Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.

Ходовая часть применительно к одному борту включала шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих роликов и четыре направляющих колеса, из которых верхнее кормовое было ведущим. Подобное решение объясняется тем, что гусеница почти полностью охватывала корпус (верхняя ветвь проходила под крышей корпуса). Интересно, что направляющие колёса имели пятиугольную форму, зацепляя гусеницы за башмак трака. Гусеничная лента — крупнозвёнчатая, шириной 250 мм. Башмаки траков должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Общая длина опорной поверхности гусениц составляла 6 метров, что для машины подобных размеров и массы было весьма скромным показателем. Это определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг/см². Для регулирования натяжения гусеницы, в особенности — при изменении клиренса и опускании корпуса на грунт, использовался механизм с пневматическим приводом.
Экипаж

Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка, составляла 8 человек — командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира. Последний должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки, пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет. На марше командир перемещался в носовую часть корпуса, к рулевому. В свою очередь, рулевой, как описывал Менделеев, «при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части». На крыше корпуса рулевой размещался на съёмном сиденье со съёмными органами управления. В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.
Прочее оборудование

Для внутреннего освещения танк оборудовался внутренней электрической осветительной системой на 14 ламп.

Для осуществления внешней связи предполагалось использовать флажковый семафор.
Возможности транспортировки

Менделеев прекрасно осознавал, что транспортировка подобной машины, с её огромными размерами и весом, станет сложной задачей, и разработал систему, позволявшую транспортировать танк по железной дороге. Сам изобретатель писал по этому поводу:
« Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины. »

Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» — специальные тележки с железнодорожными колёсами. При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар).
Оценка проекта

Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).

Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.

С точки зрения бронезащиты танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах. Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт. Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.

Вооружение танка также было превосходным — 120-мм орудие Канэ практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли.

Очень прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.

Вместе с тем, за неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельным весом машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, это программировало крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка. Что интересно, в поданном на рассмотрение проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Учитывая тот факт, что по своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева являлся скорее сверхтяжёлой САУ, можно предположить, что изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений и для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Еще одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой мировой войны были явно избыточными для танка.

В то же время, несмотря на высокую сложность машины, обилие пневматики, мощное вооружение и бронирование, проект Менделеева был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии своего времени.Ситуацию упрощала также детальная проработка проекта. Правда, силовую установку и электрооборудованиие пришлось бы, вероятнее всего, закупать за рубежом. Однако, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодкиhttp://uploads.ru/t/v/k/d/vkdfu.jpg
, что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к нему со стороны военного ведомства. Свою роль, возможно, сыграло и отсутствие у Менделеева каких бы то ни было связей — ведь примерно в это же время в металле был воплощён куда более амбициозный и сюрреалистичный проект боевой машины Николая Лебеденко.

Однако нельзя отрицать, что проект В. Д. Менделеева является важной вехой в истории российского и мирового танкостоения. Конструкторская культура, добросовестность и тщательность, с которой был разработан проект, а также заложенное в нём большое количество оригинальных и прогрессивных идей делают честь русской технической мысли и подчёркивают конструкторские заслуги автора.

0


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Танки первой мировой войны » Все о танках первой мировой.