«Фагот»

Изюминкой первого советского ПТРК второго поколения «Фагот» стал пуск ракеты из герметичного транспортно-пускового контейнера (ТПК).

При всех своих достоинствах противотанковые ракетные комплексы 1-го поколения имели и недостатки, ярко проявившиеся в ходе их эксплуатации. Сегодня едва ли не главной их отрицательной чертой считается ручное наведение, что ставит эффективность оружия в зависимость от квалификации и просто психофизического состояния оператора. Однако существенно мешал и применению, и совершенствованию ПТУРов «открытый» старт с направляющих на собственном двигателе, перенесённый на них с «больших» ракет. Обе эти проблемы впервые удалось решить тульскому КБ приборостроения (КБП) в конструкции ПТУР «Фагот».

Создание первого комплекса 2-го поколения началось сразу после принятия на вооружение «Малютки» в 1963 г. Его возглавили будущий Генеральный конструктор КБП А.Г. Шипунов и Н.Ф. Макаров (тот самый, которого пистолет Макарова). К разработке привлекли ведущее НИИ стрелкового оружия — ЦНИИточмаш из Климовска.
Главным внешним отличием нового ПТРК от предшественников стал герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в котором ракета находится от сборки на заводе до момента пуска. ТПК обеспечивает защиту от коррозии, механических и в значительной степени — термических повреждений, минимизируя время подготовки к пуску. Кроме того, ТПК служит своеобразным «стволом», из которого ракета выстреливается под действием вышибного заряда, а твердотопливный маршевый двигатель включается позже, уже на траектории, и не воздействует на пусковую установку. Это позволило совместить прицельный комплекс и пусковую установку в одном агрегате, устранило присущие той же «Малютке» недоступные для поражения сектора, облегчило выбор места расположения в бою.

Система управления полуактивная: оператор не управляет собственно ракетой, а только удерживает на силуэте цели в перекрестие прицела 9Ш119. При этом размещенной здесь же, на пусковой установке, аппаратурой управления 9С474-1 автоматически вырабатываются команды на рули ракеты, удерживающие её на линии прицеливания…

Ракета 9М111 выполнена по схеме «утка», причём, в отличие от «Фаланги», крылья (из нержавеющей стали) совершенно свободны от органов управления и вообще выполнены гибкими — в ТПК они загнуты вокруг корпуса ракеты, а после выхода из контейнера распрямляются силой собственной упругости. Вынесенные далеко вперёд рули обеспечивают требуемую маневренность (которая должна соответствовать возможностям системы наведения) при небольших габаритах, а значит — и небольшой мощности приводов. Рулевые машинки электромагнитные, сами рули — пластмассовые. Конструкторам КБП пришлось решать сложную задачу — разместить рулевые машинки так, чтобы они не мешали действию кумулятивной струи.

Ракета состоит из 4 отсеков — рулей и приводов, кумулятивной боевой части, двигателя и аппаратурного отсека. В нём размещены блок управления с гироскопом, безинерционная катушка с двужильным проводом и на заднем торце — лампа-фара с отражателем. Лампой-фарой с максимумом излучения в ИК-области, для чего она покрыта специальным лаком, заменили ранее применявшийся трассёр — иногда он пережигал управляющий провод.

На вооружение комплекс, получивший индекс 9К111 и название «Фагот», был принят 20 сентября 1970 г. Заказчика он, в целом, устроил. Новым образцом начали активно заменять «Малютку» в мотострелковых частях и воздушно-десантных частях, включили его в боекомплект боевых машин БМП-1 (при модернизации), БМП-2, БМД-1, -2 и -3. Носимый вариант состоял из 22,5-кг «вьюка №1» с пусковой установкой и двух 26,85-кг «вьюков №2» с двумя ТПК в каждом.

Но, конечно, предела совершенству нет, и в 1980-м на вооружение поступил «Фагот-М», а в 1983-м — «Фактория». Ракета 9М111М стала несколько длиннее и тяжелее (за счёт изменившейся конструкции боевой части и большего запаса топлива). В результате дальность поражения целей и бронепробиваемость увеличились на 25%, несколько уменьшилась максимальная скорость и увеличилось время полёта до цели.

Конструктивные решения, впервые реализованные в «Фаготе», широко использовались в создававшемся одновременно с ним ПТРК вдвое большей дальности «Конкурс», их без труда можно узнать и в более современных комплексах «Корнет» и «Метис». Кстати, тулякам удалось добиться, чтобы ракеты «Фагот», «Фактория» и «Конкурс» могли применяться с одних и тех же пусковых установок (хотя это и ограничило возможности более мощных ракет).

9К111 «Фагот» экспортировался во многие страны мира и применялся во многих локальных конфликтах последних десятилетий. Кроме нашей страны и её бывших частей, он состоит на вооружении Афганистана, Болгарии, Венгрии, Индии, Иордании, Ирана, Северной Кореи, Кувейта, Ливии, Никарагуа, Перу, Польши, Румынии, Сирии, Вьетнама, Финляндии.

На западе «Фагот» назвали АТ-4 «Spigot» («Пробка»). Конкретная информация о боевом применении 9К111 скудна — в частности, потому, что противнику не просто отличить этот комплекс от других систем КБП!

Большое внимание привлекли события 1997 г., когда силы движения «Хэзболлах» подбили «Фаготами» 3 израильских танка «Меркава» — несмотря на то, что из зарубежных этот танк считается самым защищенным, а эффективность «Фагота», не имеющего тандемной боевой части и потому не способного бороться с активной бронёй, оценивалась весьма низко.

В 1999 г. в Чечне боевики сбили «Фаготом» российский вертолёт — при том, что данный комплекс для стрельбы по воздушным целям не предназначен, и скорость цели ограничена 60 км/ч.

Именно «Фаготы» называют в числе технических причин, заставивших летом 2006 г. израильскую армию прекратить вторжение в Ливан — при её колоссальном военно-техническом превосходстве!