Императорский военно-воздушный флот России

Императорскiй военно-воздушный флотъ

Годы существования

1910-1917
Страна

Flag of Russia.svg Российская империя
Подчинение

Император всероссийский
Входит в

Вооружённые силы Российской империи
Тип

Военно-воздушные силы
Участие в

Первая мировая война
Воздухоплавательный парк. 1890

Импера́торский вое́нно-возду́шный флот, воздушный флот — род сил (военно-воздушные силы) Вооружённых Сил Российской Империи, существовавшие в период 1910 по 1917 годов (г.). Включал в себя органы военного управления, авиационные и воздухоплавательные соединения, части, заведения, учреждения и предприятия.

По состоянию на октябрь 1917 г. состоял из более 300 соединений и частей, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота - до 35 000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.
Содержание
 

    1 История
    2 Состав
        2.1 Авиационные части СВ
        2.2 Авиационные части ВМФ
    3 Российские авиазаводы до 1917
    4 Русские асы первой мировой
    5 Другие знаменитые лётчики

История

Век мировой авиации открыл изобретатель контр-адмирал А. Ф. Можайский. Созданный им воздухоплавательный снаряд (самолет) был построен в натуральную величину в 1882 году. 4 июня 1880 г. А. Ф. Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «возлухоплавательный снаряд» и получил его 3 ноября 1881 г.. Это был первый в мире патент на самолёт, и он был выдан русскому изобретателю — моряку, капитану 1 ранга А. Ф. Можайскому.

Воздухоплавание постепенно занимало свое место в вооружённых силах Российской империи . Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На манёврах 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку (начальник — генерал-майор А. М. Кованько) построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолетов Райта и Фармана. Между тем в Российской империи возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолетов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 годах в Российской империи возникло более 20 авиационных предприятий.

В 1904 великий русский ученый профессор Жуковский, которого В. И. Ленин назвал «отцом русской авиации». создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. Он был в числе тех, кто впервые разработал проблемы воздушных полетов. Еще в 1891 году Н. Е. Жуковский на основе наблюдений и исследований теоретически обосновал способность самолета выполнять различные фигуры, в том числе и «петлю». Но ни один летчик мира до 1913 года не дерзнул на подобный маневр. Лишь П. Н. Нестеров, обладая прекрасным летным мастерством, точно вычислил и изобразил на схеме, на какой высоте будет выполнять «петлю», сколько сотен метров должен пикировать самолет, чтобы развить достаточную скорость, когда выключить и когда вновь включить мотор, каков получится диаметр замкнутой кривой. По этим вопросам Нестеров консультировался с Н. Е. Жуковским.

1905—1912 гг. были периодом реформ в Вооружённых Силах Российской империи (Русской Императорской Армии и Флоте), проводившихся после поражения Российской империи в русско-японской войне, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении Вооружённых Сил.

В 1910 году, во второй период Военных реформ (1909—1912) годов началось создание Русского Императорского военно-воздушного флота, в этот же год в Вооружённые Силы Российской империи были закуплены самолеты производства Франции. Основаны две летные школы — в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был великий князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом Императорского ВВФ.

    Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины.

    Три года тому назад я обращался с воззванием, прося жертвовать на создание воздушного флота. За это время пожертвований поступило 588 тысяч рублей, кроме того, согласно воле жертвователей, были обращены туда же 880 тысяч рублей, оставшихся от сумм, пожертвованных во время Русско-японской войны на усиление морского флота России.

    ОВФ высочайше утвержденного Особого комитета на усиление военного флота на добровольные пожертвования поставил первой своей задачей образование возможно большего числа военных лётчиков. Первоначально с этой целью было послано восемь офицеров и семь нижних чинов во Францию для обучения. Когда же они блестяще выучились, то осенью 1910 года в Севастополе была открыта офицерская школа авиации Отдела воздушного флота. За время своего существования, сперва на Куликовом поле в Севастополе, а потом, с июня 1912 года, на полях у реки Качи, в 15 верстах севернее города, в школу до 1 января 1913 года принято 142 офицера, из коих обучено 116. Кроме того, 11 нижних чинов.

    В августе 1911 года из школы посылали авиационные отряды на маневры войск Санкт-Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов, а в августе 1912 года только Варшавского военного округа. Во всех случаях офицеры-летчики и сопровождавшие их нижние чины заслужили полное одобрение военных начальников. За то же время отделом было приобретено за границей и построено в России 102 самолёта с запасными частями на сумму более 1 миллиона рублей.

    В целях расширения деятельности школы и лучшего размещения ее состава Государственная дума и Государственный совет в июне 1912 года разрешили отпуск 1 050 000 рублей на приобретение для школы 650 десятин земли и постройку зданий. Высочайшее Государя императора разрешение воспоследовало 25 июня 1912 года.

    В настоящее время земля куплена, здания строятся, и осенью текущего года чины школы будут в них размещены.

    Таким образом, ОВФ по мере сил и средств делает все, что возможно, но потребность военных лётчиков во много раз превышает то число, которое школа может подготовить. Доблестный дух нашей армии и беззаветная храбрость ее офицеров сказывается в том, что число желающих поступать в школу превышает 2000 человек.

    Франция, Италия и наши соседи, придя к заключению, что самолёты необходимы армии как разведчики и как оружие поражения неприятеля сверху, не жалеют государственных средств на создание воздушного флота. Одновременно с сим в этих странах собираются для этой цели крупные суммы путем частных пожертвований. В Германии для сбора пожертвований образован воздухоплавательный комитет под председательством брата императора.
    Не подлежит сомнению, что, если мы не приложим всех усилий на развитие уже начатого, мы потеряем то место (второе в мире), которое в отношении воздушного флота занимаем теперь, и отстанем от наших соседей. Опасность положения ясна, допустить этого нельзя, и я снова считаю долгом обратиться с призывом о пожертвованиях на воздушный флот.

    — Великий князь Александр Михайлович, "К русскому народу", журнал "Тяжелее воздуха", 1912 г., № 6.

До лета 1912 года авиация и воздухоплавание считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства. В августе 1912 управление развитием авиации и воздухоплавания было передано оттуда во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба, возглавленную генерал-майором М. И. Шишкевичем. Однако, в декабре 1913 г. эта часть была ликвидирована, а её функции в части снабжения авиа техникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

Весомый вклад в покорение воздушного океана внесли первые летчики земли русской: М. Н. Ефимов, С. И. Уточкин, Н. Е. Попов, А. А. Васильев и женщина-пилот Л. В. Зверева.

Русский Императорский ВВФ делился на аэропланные (авиационные) отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиа группы. Всего было несколько таких авиа групп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация)

В 1913 году Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский витязь и свой знаменитый первый в мире пассажирский самолёт, а впоследствии бомбардировщик Илья Муромец. В Петербурге совершил первый полет первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь» (общая масса около 5 000 кг), построенный на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И. И. Сикорского. На его базе вскоре был создан более совершенный воздушный гигант «Илья Муромец», который использовался во время первой мировой войны. Также были построены тяжелые самолеты-гиганты: «Русский витязь», «Гранд».

В 1914 году русский авиатор Нагурский совершил первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

Центральное управление ВВФ начинает образовываться в январе 1915 года, когда было создано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (авиадарм). Управление возглавил великий князь Алексей Михайлович. Ему в специальном отношении подчинялась вся авиация действующей армии, кроме эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно Верховному главнокомандующему.

В марте 1916 года в военном министерстве создаётся Управление военного воздушного флота (Увофлот), взамен ликвидируемых воздухоплавательного отдела ГВТУ и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба. Управление воздушным флотом становится централизованным. Именно с этого момент можно говорить о существовании императорского воздушного флота, до того имелись только авиационные и воздухоплавательные части.

Легендарный пилот Петр Нестеров совершил первый воздушный таран. В конце 1916 г. Сикорский построил уникальный четырёх двигательный бомбардировщик-биплан «Александр Невский», но он не был запущен в серийное производство из-за событий, предшествовавших и последующих за Октябрьской революцией, и эмиграции Сикорского в США в 1919 году.

Ангары гидропланов Императорского Военно-Воздушного Флота (которые на самом деле были ангарами гидропланов авиации Балтийского Флота) в Ревельской гавани (Таллин) были первым таким сооружением в мире.

История Императорского Военно-Воздушного Флота закончилась в 1917 году, когда революция (переворот) привела к развалу России и её Вооружённых Сил и авиационной промышленности.

Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из Российской империи, однако, некоторое количество авиационных отрядов Императорского Военного Воздушного Флота перешло на сторону большевиков. Несмотря на свою короткую историю, Императорский Военно-Воздушный Флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов (сил) мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.
Состав

По состоянию на октябрь 1917 г. состоял из более 300 соединений и частей, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота - до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.
[править] Авиационные части СВ
Эмблема и опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота
И. М. серии В с 400 кг бомбой
Липецк. Исторические сведения:
1918-1919 — эскадра кораблей Илья Муромец

    Всероссийский аэроклуб (Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВАК)).
        Печатный орган: журнал «Воздухоплаватель»
    Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего. Начальник М. В. Шидловский.
    Авиационный дивизион обороны Ставки Верховного главнокомандующего.
    Авиационный дивизион для охраны Петрограда.
    1-й авиационный дивизион.
    2-й авиационный дивизион.
    3-й авиационный дивизион.
    4-й авиационный дивизион.
    5-й авиационный дивизион.
    6-й авиационный дивизион.
    7-й авиационный дивизион.
    8-й авиационный дивизион.
    9-й авиационный дивизион.
    10-й авиационный дивизион.
    11-й авиационный дивизион.
    12-й авиационный дивизион.
    3-й авиационный отряд истребителей.
    5-й авиационный отряд истребителей.
    7-й авиационный отряд истребителей.
    8-й авиационный отряд истребителей.
    9-й авиационный отряд истребителей.
    13-й авиационный отряд истребителей.
    14-й авиационный отряд истребителей.
    1-й армейский авиационный отряд.
    2-й армейский авиационный отряд.
    3-й армейский авиационный отряд.
    4-й армейский авиационный отряд.
    5-й армейский авиационный отряд.
    6-й армейский авиационный отряд.
    8-й армейский авиационный отряд.
    9-й армейский авиационный отряд.
    11-й армейский авиационный отряд.
    12-й армейский авиационный отряд.
    Гвардейский корпусной авиационный отряд.
    Корпусной авиационный отряд 2-го Гвардейского корпуса.
    Гренадерский корпусной авиационный отряд.
    1-й корпусной авиационный отряд.
    2-й корпусной авиационный отряд.
    3-й корпусной авиационный отряд.
    4-й корпусной авиационный отряд.
    5-й корпусной авиационный отряд.
    6-й корпусной авиационный отряд.
    7-й корпусной авиационный отряд.
    8-й корпусной авиационный отряд.
    9-й корпусной авиационный отряд.
    10-й корпусной авиационный отряд.
    11-й корпусной авиационный отряд.
    12-й корпусной авиационный отряд.
    13-й корпусной авиационный отряд.
    14-й корпусной авиационный отряд.
    15-й корпусной авиационный отряд.
    16-й корпусной авиационный отряд.
    17-й корпусной авиационный отряд.
    18-й корпусной авиационный отряд.
    19-й корпусной авиационный отряд.
    20-й корпусной авиационный отряд.
    21-й корпусной авиационный отряд.
    22-й корпусной авиационный отряд.
    23-й корпусной авиационный отряд.
    24-й корпусной авиационный отряд.
    25-й корпусной авиационный отряд.
    26-й корпусной авиационный отряд.
    27-й корпусной авиационный отряд.
    28-й корпусной авиационный отряд.
    29-й корпусной авиационный отряд.
    30-й корпусной авиационный отряд.
    31-й корпусной авиационный отряд.
    32-й корпусной авиационный отряд.
    33-й корпусной авиационный отряд.
    34-й корпусной авиационный отряд.
    35-й корпусной авиационный отряд.
    36-й корпусной авиационный отряд.
    50-й корпусной авиационный отряд.
    1-й Кавказский авиационный отряд.
    2-й Кавказский авиационный отряд.
    3-й Кавказский авиационный отряд.
    Петроградский авиационный отряд.
    1-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
    2-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
    4-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
    5-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
    6-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
    7-й Сибирской корпусной авиационный отряд.
    3-й отдельный Сибирский авиационный отряд.
    4-я боевая авиационная группа армий Северного фронта.
    1-я боевая авиационная группа армий Юго-Западного фронта.
    Авиационная группа при штабе 2-й армии.
    2-я боевая авиагруппа.
    1-я авиационная рота.
    1-й авиационный парк.
    2-й авиационный парк.
    3-й авиационный парк.
    4-й авиационный парк.
    6-й авиационный парк.
    7-й авиационный парк.
    Авиационная подвижная база 10-й армии.
    Подвижная авиационная база 12-й армии.
    1-я передовая база 3-го авиационного дивизиона.
    Авиационная база № 1 2-го авиационного парка.

Авиационные части ВМФ

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью». Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев. Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Л.М. Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910. А проект Конокоткина, получив первоначальное одобрение, был закрыт после его перевода на Амурскую Флотилию, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено». Тем не менее с началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы Императрица Александра, Император Александр I, Император Николай I, Румыния в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера Алмаз гидропланом. После свержения монархии, «Императрица Александра» была переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» в Республиканец и Авиатор. Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне.
Российские авиазаводы до 1917

    Завод Щетинина (Петербург)
    Заводы Лебедева (Петербург, Ярославль, Таганрог)
    Завод Слюсаренко (Петербург)
    Завод Дукс (Москва)
    Русско-Балтийский вагонный завод (Рига)
    Завод Анатра (Одесса)

Русские асы первой мировой

    Е. Н. Крутень — 17
    А. А. Казаков — 17
    Капитан П. В. Аргеев — 15
    Капитан второго ранга А. Н. Северский — 13
    Поручик И. В. Смирнов — 12
    Лейтенант М. И. Сафонов — 11
    Капитан Б. В. Сергиевский — 11
    Прапорщик Е. М. Томсон — 11
    Штабс-капитан Е. Н. Крутень — 7
    Прапорщик Г. Е. Сук — 7
    Прапорщик И. А. Орлов — 6
    Прапорщик О. И. Тетер — 6
    Прапорщик В. И. Янченко — 6
    Подполковник И. М. Багровников — 5
    Лейтенант В. Г. Федоров — 5
    Прапорщик Кокорин — 5
    Прапорщик И. М. Махлапуу — 5
    Прапорщик А. М. Пишванов — 5

http://uploads.ru/t/i/n/D/inDZ6.jpg
http://uploads.ru/t/J/x/Q/JxQD6.jpg
http://uploads.ru/t/D/K/G/DKG01.jpg
http://uploads.ru/t/y/Y/X/yYXOD.jpg
http://uploads.ru/t/q/j/c/qjcML.jpg
http://uploads.ru/t/Z/M/B/ZMBuI.jpg
http://uploads.ru/t/H/c/o/HcoCR.jpg
http://uploads.ru/t/V/7/E/V7ETJ.jpg
http://uploads.ru/t/n/X/P/nXPum.jpg
http://uploads.ru/t/G/H/A/GHAMa.jpg
http://uploads.ru/t/z/1/H/z1HFA.jpg
http://uploads.ru/t/F/S/C/FSCIh.png
http://uploads.ru/t/I/L/n/ILnuR.jpg
http://uploads.ru/t/e/4/q/e4qn1.png
http://uploads.ru/t/0/r/c/0rcZ4.jpg
http://uploads.ru/t/l/y/w/lywp4.jpg
http://uploads.ru/t/M/A/4/MA4xn.jpg
Другие знаменитые лётчики
Лидия Виссарионовна Зверева на аэроплане. 1911

    К. К. Арцеулов
    А. А. Васильев
    М. Н. Ефимов
    Л. В. Зверева, женщина-пилот
    Я. И. Нагурский
    П. Н. Нестеров
    Н. Е. Попов
    В. В. Слюсаренко
    С. А. Ульянин
    С. И. Уточкин