Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Гражданский флот » Газотурбоходы


Газотурбоходы

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Газотурбоход

Газотурбохо́д — тип судна, имеющего силовую установку на основе газотурбинного двигателя (ГТД). Применение двигателя такого типа позволяет резко повысить мощность силовой установки при меньшей её массе, но за счет бо́льших эксплуатационных расходов.

В качестве движителя газотурбохода выступает гребной винт, приводимый от турбины через редуктор или через электрическую передачу. На судах на воздушной подушке движителем служат воздушные винты. В некоторых случаях (например, на специальных гоночных катерах) движителем может быть сама газовая турбина за счет реактивной тяги (см. турбореактивный двигатель).

В отечественной истории среди пассажирских судов такого типа известны речной газотурбоход 1960—1970-х годов «Буревестник» и современный морской газотурбоход «Циклон», являющиеся судами на подводных крыльях (СПК).

Среди грузовых судов этого типа наиболее известны сухогруз «Парижская Коммуна» и лесовоз «Павлин Виноградов».

Буревестник (тип судов на подводных крыльях)
http://uploads.ru/t/4/l/O/4lOKB.jpg

«Буревестник» — название советского пассажирского речного судна на подводных крыльях (СПК), газотурбохода разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18)[1]. Построено 1 судно.

Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.
Содержание

1 Технические характеристики

Технические характеристики

    Максимальная пассажировместимость: 130 человек
    Мощность двигательной установки: 2х1990 л.с.
    Крейсерская эксплуатационная скорость: 100 км/час
    Максимальная эксплуатационная скорость: 120 км/час
    Максимальная расчетная скорость: 150 км/час
    Водоизмещение: 72,4 т.
    Осадка: 2,0 м.
    Дальность: 500 км.

0

2

Циклон (тип судов на подводных крыльях)

«Циклон» — название пассажирского морского двухпалубного судна на подводных крыльях (СПК), газотурбохода разработанного ЦМКБ им. Алексеева (г. Горький - Нижний Новгород), построен ФПО «Море» (г. Феодосия, ФПО им. 26 съезда КПСС) в 1986 г.

«Циклон» является флагманом среди пассажирских морских СПК. Теплоход предназначен для скоростных пассажирских перевозок на морях и в прибрежных районах океанов с удалением от портов до 100 миль. Имеет силовую установку на основе 1 (одного) газотурбинного двигателя (ГТД) и дизеля М-501

«Циклон - М » Имеет силовую установку на основе 2 (двух) газотурбинных двигателей ДО37 производства завода "Зоря-Машпроект" (ГТД).
[править] Технические характеристики

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «ЦИКЛОН М»

    Максимальная пассажировместимость: 250 человек
    Длина: 44,2 м
    Ширина: 12,6 м
    Высота: 14,2 м
    Масса полная: 137,1 т
    Масса пустого: 100,8 т
    Осадка на плаву: 4,3 м
    Осадка при ходе на крыльях: 2,4 м
    Мощность двигателей: 2х2940 квт
    Крейсерская скорость: 70 км/час
    Высота волны: 2,5 м
    Дальность плавания (42 узл.): 300 миль
    Пассажиры: 210-250 человек

0

3

Судно на подводных крыльях

Судно на подводных крыльях (СПК) — тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья.

http://s1.uploads.ru/t/mi6YT.jpg

Описание

При стоянке и при следовании на низкой скорости судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой и следовательно гидродинамическое и лобовое сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости.
Преимущества и недостатки

Преимущества

    Высокая скорость

Недостатки

    Основной минус этих судов — низкая экономичность.

Устройство
http://s1.uploads.ru/t/fa4ht.png

Крылья

Существует два типа подводных крыльев — частично погруженное крыло (или U-образное крыло) и полностью погруженное крыло (крыло в форме перевёрнутого Т). Суда с полностью погруженными крыльями менее подвержены качке от волн, поэтому они более стабильны и комфортны, особенно при использовании на море. Однако полностью погруженные крылья требуют постоянного управления, поэтому они стали широко использоваться с появлением компьютеров. Разумеется, такие компьютеры должны быть очень надёжными, так как в случае их отказа судно упадёт на воду и может даже перевернуться.

Суда с полностью погруженными крыльями появились сравнительно недавно, до этого использовались суда с U-образными крыльями, которые не требуют постоянного управления.

Обычно суда на подводных крыльях имеют два крыла, которые могут быть по-разному расположены относительно друг друга и корпуса судна.

    При так называемой самолётной компоновке главное (большее) крыло расположено перед центром тяжести судна, меньшее крыло расположено сзади.
    В схеме «утка» меньшее крыло расположено перед основным крылом
    В тандемной схеме оба крыла имеют одинаковую площадь и располагаются спереди и сзади от центра тяжести, на равном от него расстоянии.

Самолётная схема и схема «утка» используются на малых судах, тандемная компоновка — на более крупных.

Управление подводными крыльями осуществляется двумя способами: путём изменения угла атаки (при этом поворачивается всё крыло) или при помощи закрылков.
Двигатель и движитель

В качестве двигателя на судах с подводными крыльями используется либо дизель (в таком случае они являются теплоходами) либо газотурбинный двигатель (в таком случае они являются газотурбоходами).

В качестве движителя может использоваться гребной винт либо водомётный движитель. Гребной винт соединяется с двигателем посредством редуктора. Струя воды, использующаяся в водомёте, создаётся специальным насосом.

Советский Союз.

http://s1.uploads.ru/t/QLyXI.jpg

В Советском Союзе первое пассажирское судно на подводных крыльях, «Ракета», вступило в эксплуатацию в 1957 году. С конца 50-х годов начался серийный выпуск пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и «Беларусь». В семидесятых-восьмидесятых годах последовали суда «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон», «Ласточка». В 90-е годы выпускались суда «Олимпия».
http://s1.uploads.ru/t/HOoag.jpg

В единичных экземплярах в шестидесятых годах были построены экспериментальные СПК «Стрела-1» (первое в Советском Союзе морское пассажирское СПК, 1961), «Стрела-2» (1962), «Стрела-3» (1963), «Буревестник» (1964), «Чайка», «Спутник» (1961), «Вихрь», СПК с автоматически управляемыми подводными крыльями проекта 1233 «Тайфун» в пассажирском варианте (1969).

Для служб судового надзора и спасательных станций в СССР выпускались катера на подводных крыльях «Волга».

Пассажирские суда на подводных крыльях советского производства экспортировались в несколько десятков стран мира.

Строились в Советском Союзе и суда на подводных крыльях военного назначения. В начале пятидесятых годов восемь торпедных катеров проекта К123К были оборудованы носовыми подводными крыльями конструкции Р. Е. Алексеева. В 1956 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» построен более совершенный торпедный катер проекта 184 с носовым подводным крылом. В 1963—1967 годах построена серия из 16 сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 125А, серия из 12 пограничных катеров проекта 133 «Антарес» (1979-19??) и серия из двух малых противолодочных кораблей проекта 1145.1 «Сокол» (1987-19??). В 1977 в Ленинграде построен ракетный катер на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган».

Большинство советских судов на подводных крыльях были разработаны под руководством выдающегося инженера Ростислава Алексеева.

0

4

Ракета (теплоход)

Ракета
http://s7.uploads.ru/t/Cf0oL.jpg

Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство Flag of the Soviet Union.svg СССР
Верфь Красное Сормово; «Море»
Введено в эксплуатацию 1957 год
Параметры
Длина 27 м
Ширина 5 м
Высота 4,5 м
Средняя осадка 1,8 м (при стоянке)
1,1 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 18 т (порожнее)
25,3 т (полное)
Технические данные
Силовая установка М401
Винты один гребной винт
Мощность 1000—900 л.с. (в зависимости от модификации)
Скорость 70 км/ч (максимальная)
60-65 км/ч (эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Пассажировместимость 64—66 человек (в зависимости от модификации)

«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.

В настоящее время эксплуатация «Ракет», в качестве общественного транспорта, сохранилась только на реках Обь и Лена.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году, после проведения ремонтных работ, судно установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.
Содержание

    1 Распространение
    2 Интересные факты
    3 Галерея

Распространение

    Белоруссия
    Великобритания — скоростные линии по реке Темза, до 1985 года.
    Венгрия — скоростные линии по озеру Балатон, до 1984 года.
    Германия
    Канада
    Китай
    Литва — линия от Каунаса до Клайпеды, Ниды, Юодкранте
    Польша
    Россия
    Румыния — скоростные линии в дельте Дуная, между городами Тулча и Сулина, Тулча и Св. Георгий.
    Сербия
    Украина
    Финляндия, 1962—1983 гг., 2005-н.в.

Интересные факты

    На одном из ходовых испытаний СПК «Ракета», проводимых Р.Е. Алексеевым, присутствовал, в качестве гостя, конструктор космической техники С.П. Королёв.

    Несколько раз ходовые испытания СПК «Ракета» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

Галерея

http://s9.uploads.ru/t/OJbIj.jpg
Списанная «Ракета» в городе Вилково (Украина)
http://sd.uploads.ru/t/g3fmC.jpg
«Ракета-246» на Москве-реке, 2007 год.
http://s7.uploads.ru/t/eiYZa.jpg
«Ракета-246» на Москве-реке, 2008 год.
http://sd.uploads.ru/t/dTbUE.jpg
«Ракета-234» на реке Волге, 2008 год.
http://s7.uploads.ru/t/ez48a.jpg
«Ракета-69» на реке Волге, 2008 год.
http://sh.uploads.ru/t/rUhJn.jpg
«Ракета-191» на Химкинском водохранилище, 2012 год.
http://sh.uploads.ru/t/TVmgR.jpg
«Ракета-185» на Химкинском водохранилище, 2012 год.
http://s5.uploads.ru/t/PHkfu.jpg
«Ракета-269» и «Ракета-258» на реке Лене, 2014 год.
http://s8.uploads.ru/t/SdZQG.jpg
Учебное судно «Buda» и два судна на подводных крыльях «Ракета» у причала, город Эстергом, 1985 год.

0

5

Восход (теплоход)

http://s8.uploads.ru/t/dRE96.jpg

Основная информация
Тип На подводных крыльях
Государство Flag of the Soviet Union (1955-1980).svg СССР
Введено в эксплуатацию 1973
Параметры
Длина 27,6 м
Ширина 6,4 м
Высота 4,0 м (от уровня воды при ходе на крыльях)
Средняя осадка 2,1 м
1,1 м
Водоизмещение 28 т
Технические данные
Силовая установка М401
Мощность 1000 л.с.
Скорость 65 км/ч (максимальная)
Автономность плавания 500 км
Пассажировместимость 71 чел

Восход (проекты 352 и 03521) — серия советских/украинских скоростных пассажирских судов на подводных крыльях. Эти суда предназначались для перевозок по рекам и водохранилищам. Хорошие мореходные качества позволяют «Восходам» выходить в прибрежные районы моря.
Содержание

    1 История
    2 Распространение
   
История

«Восходы» создавались для замены более старых судов на подводных крыльях — «Ракет» и «Метеоров». Головное (первое) судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.
Распространение

http://sd.uploads.ru/t/gOiyU.jpg

Кроме Советского Союза «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай[2], Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. В недавнее время «Восходы» строились по заказу нидерландской фирмы-оператора общественного транспорта Connexxion (эти «Восходы» относились к модификации Восход-2М FFF, также известной как «Еврофойл») .

В Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.По соображением безопасности эксплуатация прекращена с 1 января 2014 года из-за вступления в силу новых законов по скоростным ограничениям.

Первоначально (линия открылась в 1998 году) на ней использовалось бывшие в употреблении «Восходы», купленные на Украине, в количестве четырёх экземпляров, 1 «Метеор» (Prins Willem-Alexander) и 1 «Полесье». В 2002 году по заказу Connexxion украинские кораблестроители построили три новых «Восхода» (№№ 604, 605, 606, в Нидерландах они получили имена собственные: Rosanna, Karla и Catharina-Amalia). Два старых «Восхода» Connexxion продала, один, получивший название Annemarie, остался в резерве и выставлен на продажу.

В 2008 году был приобретен четвертый Восход-2М №607, достройка которого производилась в Голландии. Он получил имя Klaas Westdijk.

В ноябре 2016 года два «Восхода» были протестированы на реках Днепр (между городами Херсон и Голая Пристань) и Южный Буг (между речными вокзалами Николаева). Этим в украинских водах аграрная компания НИБУЛОН возобновила движение судов на подводных крыльях. В начале 2018 года эти «Восходы» («НИБУЛОН-Экспресс – 1», «НИБУЛОН-Экспресс – 2») составляли половину пассажирского флота агрохолдинга

Катастрофы
27 августа 2000 года «Восход-42», совершавший рейс Пермь — Набережные Челны, врезался в баржу. Погибли 6 человек.
В сентябре 2007 года «Восход-60» налетел в тумане на скалистый левый берег реки Енисей, в районе островов «Кораблик» и «Барочка». Жертв не было, пассажиры отделались ушибами. Повреждены крылья и днище.
6 июля 2016 года на реке Волга в черте города Самара столкнулись теплоход «Восход-8» и катер «Прогресс-4», погибли 21-летняя девушка и 71-летний водитель «Прогресса-4» — он скончался в реанимации

0

6

Комета (теплоход)

http://sd.uploads.ru/t/x9pRg.jpg

Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР
Класс М
Верфь «Море»
Введено в эксплуатацию 1962 год
Параметры
Длина 35,1 м
Ширина 11,0 м (наибольшая)
Высота ? м (при стоянке)
7,8 м (при ходе на крыльях)
Средняя осадка 3,6 м (при стоянке)
1,7 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 41,2 (порожнее)
58,3 (полное)
Технические данные
Силовая установка 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
Винты 2
Мощность 2200 л.с.
Скорость 60 км/ч (максимальная)
55-57 км/ч или 30 узлов(эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Экипаж 5 чел.
Пассажировместимость 120 человек (в зависимости от модификации)
У этого термина существуют и другие значения, см. Комета (значения).

Коме́та — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях.

Разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда[1].
Содержание

    1 История создания
   
   В СССР первые Попытки создания судна на подводных крыльях (СПК) относятся к началу 30-х годов. Их авторами являются ученые ЦАГИ В.Г.Фролов и А.Н.Владимиров, которые в период 1933 - 1937 гг. проводили экспериментальные исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ. В 1934 году они разработали компоновку судна на двух подводных крыльях и построили его самоходную модель ЭГО-1 массой 300 кг. При помощи двигателя 10 кВт модель развивала скорость 32 км/час. Устойчивость хода на модели достичь не удалось. В это же время известными советскими учеными М.В.Келдышем, Н.Е.Кочиным, М.А.Лаврентьевым, Л.И.Седовым и Л.Н.Сретенским были выполнены фундаментальные теоретические исследования гидродинамики подводных крыльев, позволившие объяснить механизм и закономерность возникновения и изменения подъемной силы вблизи поверхности воды.

В 1941 году на заводе "Красное Сормово" начал работы по созданию СПК выпускник кораблестроительного факультете Горьковского индустриального института Ростислав Евгеньевич Алексеев, темой дипломного проекта которого был торпедный катер на подводных крыльях и его пассажирский вариант. Увлеченный идеей создания СПК, Алексеев при поддержке руководства завода развернул активную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность по реализации своих дипломных разработок и идей, связанных с созданием СПК. По результатам работ, в ходе которых были созданы современная экспериментальная база скоростной гидродинамики, построены и испытаны многочисленные несамоходные и самоходные модели СПК с различными конструкциями подводных крыльев, Р.Е.Алексеев в 1944-1945 годах предложил выдающуюся идею использования в СПК малопогруженных (глубина погружения 15-30% хорды) подводных крыльев, получившую статус изобретения.

Впервые это изобретение было практически реализовано Алексеевым в 1947 году, когда по его проекту завод "Красное Сормово" поставил на подводные крылья советский серийный глиссирующий торпедный катер ТКА 123 бис. В заключении государственной комиссии по приемке этого катера с подводными крыльями отмечено, что "впервые в Советском Союзе создан совершенно новый боевой тип торпедного катера - катер на подводных крыльях, превосходящий его бескрылый вариант на 10(!) узлов по скорости (с 90 до 110 км/ч) и на 2(!) балла по мореходности (с 3-х до 5-ти баллов)".

В 1951 году за это выдающееся достижение Р.Е.Алексеев и ведущие специалисты его конструкторского коллектива - Н.А.Зайцев, И.И.Ерлыкин, Л.С.Попов - были удостоены Сталинской премии. В 1949 под руководством Р.Е.Алексеева разработал проект первого речного пассажирского СПК на малопогруженных подводных крыльях на 60 человек со скоростью 70 км/ч. Однако, по режимным соображениям разрешение на его создание Алексеев получил лишь в 1956 году.

В 1956 году, т.е. спустя семь лет после разработки первого своего проекта СПК, Р.Е.Алексеев получил разрешение и разработал свой второй проект речного пассажирского теплохода на малопогруженных подводных крыльях, названный "Ракета", на 66 пассажиров со скоростью 65 км/ч. Он был построен и сдан в эксплуатацию в 1957 году. С этого времени берет начало эра отечественных СПК, наиболее известными из которых являются: теплоход "Ракета" (1957 год), катер "Волга" (1958 г, 5 мест, скорость 60 км/ч), теплоходы "Метеор" (1958 г, 128 мест, 65 км/ч), "Комета" (1959 г, 118 мест, 65 км/ч), "Беларусь (1962 г, 40 мест, 55 км/ч), "Колхида" (1970 г, 120 мест, 60 км/ч), "Восход" (1970 г, 60 мест, 60 км/ч).

За создание и внедрение в народное хозяйство пассажирских судов на подводных крыльях группе ведущих специалистов ЦКБ по СПК: Алексееву Р.Е., Зайцеву Н.А., Маскалику А.И., Зобнину Б.А., Сушину Г.В., Шапкину И.М., Ерлыкину И.И., Попову Л.С., Васину А.И., Рябову К.Е. и капитану ВОРП Полуэктову В.Г. в 1962 году присуждена Ленинская премия.

Для СПК экономически целесообразная скорость движения ограничена величиной около 100 км/час.(в современных спк военного назначения скорость ограничена 180 км/час) Такое ограничение вызвано проблемой кавитации подводного крыла (кипение воды вследствие разрежения в зоне обтекания крыла), которая резко снижает его гидродинамические характеристики. И хотя на созданных под руководством Р.Е.Алексеева судах на малопогруженных подводных крыльях удалось достичь скоростей до 140 км/час при бескавитационном обтекании крыла, СПК оказались мало перспективными для дальнейшего повышения скорости. Это стало одной из основных причин активизации работ Р.Е.Алексеева по поиску нового принципа движения судов, свободного от отмеченных основных недостатков (волновой и кавитационный барьеры). Исключить влияние этих факторов оказалось возможным, только исключив контакт судна с водой.

0

7

Заря (тип речных судов)

Теплоход "Заря"

http://s7.uploads.ru/t/ENh2G.jpg

Проект, г.

1964
Обозначение проекта

946
Выпускался, гг.

1965-1981 (?)
Экземпляры

порядка 200
Водоизмещение пустого, т

19,8
Полное водоизмещение, т

30
Макс. скорость, км/ч

45
Вместимость, чел
Мест для сидения

66
Полная вместимость

86
Основные размерения
Длина, м

22,4
Ширина, м

4,06
Высота со сложенной мачтой, мм

3
Осадка неподвижного, м

0,5
Осадка на ходу, м

0,4
Двигатели
Обозначение по ГОСТ

12ЧН18/20
Марка

М400
Число

1
Мощность, кВт (л.с.)

662 (900)
Теплоход "Заря-Р"
http://s3.uploads.ru/t/beVF8.jpg

Проект, г.

1969
Обозначение проекта

Р-83
Выпускался, гг.

1971-1985 (?)
Экземпляры

порядка 200
Водоизмещение пустого, т

21
Полное водоизмещение, т

31
Макс. скорость, км/ч

43
Вместимость, чел
Мест для сидения

66
Полная вместимость

86
Основные размерения
Длина, м

23,9
Ширина, м

4,16
Высота со сложенной мачтой, мм

3,2
Осадка неподвижного, м

0,55
Осадка на ходу, м

0,5
Двигатели
Обозначение по ГОСТ

12ЧН18/20
Марка

М401
Число

1
Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

Строились по двум проектам 946 (с 1965 по 1981 годы) и Р-83 (с 1971 года по 1985 год) на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. В рамках каждого проекта имелись модификации. Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод ЛИВТа (строительство опытных образцов) при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства).

Заводом выпускались суда номерные без имени собственного («Заря 1», «Заря 2» и т. д.). Суда проекта Р-83 имели название серии «Заря-Р», причем при указании номера буква «Р» записывалась после цифр, например «Заря-207Р», «Заря-317Р», «Заря-343Р». Позже некоторые суда получили имена собственные.

По данным официального сайта Московского судостроительного и судоремонтного завода за годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа "Заря" всех проектов
Содержание

    1 Конструкция
2 Производство
3 Распространение
3.1 Основные места базирования
4 Социальное значение теплоходов типа «Заря»
5 Основные достоинства и недостатки
6 Современное состояние

Конструкция
Разработку проектов судов выполнили в ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота СССР (общая разработка проекта, разработка конструкции судна), экспериментально-исследовательский завод ЛИВТа[прояснить], строительство опытных образцов) при участии специалистов Московского судостроительного и судоремонтного завода (разработка технологии производства). Руководитель проекта А. А. Оскольский.

При начале разработки теплохода в 1962 году в его конструкцию был заложен ряд конструктивных особенностей, не имевших на тот момент аналогов в мировой практике:

Комбинированные обводы — в носовой части — обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.
Широкое использование стеклопластика, что позволяло существенно облегчить конструкцию.
Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата. В экспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.
Воздушная смазка днища. Хотя патенты на такой способ снижения сопротивления движению судна существовали ещё в XIX веке, практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.
Возможность причаливания к отлогому берегу.
Корпус судна выполнен из алюминиево-магниевого сплава АМг-5. Многие элементы надстройки выполнены из стеклопластика.

Обводы судна проекта 946 — типа «морские сани» с переходом в выпуклую килеватость в кормовой части.
Обводы судна проекта Р-83 — типа «тримаран».

Расположение внешних элементов:
1 — машинное отделение; 2 — воздухозаборник; 3 — выхлопной патрубок; 4 — сопла гидрореверса
5 — привальный брус; 6 — рым; 7 — окна пассажирского салона; 8 — верхние окна; 9 — козырёк отверстия вытяжной вентиляции;
10 — антенна КВ-радиостанции; 11 — мачта; 12 — входные двери; 13 — прожектор; 14 — леерное ограждение
Благодаря таким обводам, форме днища и малой осадке (0,5 метра) судно может подходить к берегу в местах, не оборудованных причальными сооружениями. При этом спуск трапа не требуется, так как теплоход выходит носом на берег. Для снижения гидродинамического сопротивления используется воздушная смазка днища.

Двигатель дизельный типа 12ЧН18/20 (аббревиатура расшифровывается следующим образом 12 — число цилиндров, Ч — четырёхтактный, Н — наддувный, 18 — диаметр цилиндра 18 см, 20 — ход поршня 20 см). Марка двигателя М400 на судах первой серии, позже М401.

Движитель — полупогружной одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата с заслонками, выполняющими функции гидрореверса. В отличие от многих водометных судов, где заслонки выполняют ещё и функции руля, у теплоходов типа «Заря» имеется отдельный двухперьевой руль, установленный в струе водомёта.

Пассажирский салон автобусного типа с трёхместными сиденьями вдоль каждого борта. Число сидячих пассажиров 60 (в вариантах теплохода без багажного отделения — 66). Допускается перевозка стоячих пассажиров при продолжительности рейса менее 2 часов.

Рулевая рубка в передней части теплохода.

http://sh.uploads.ru/t/Fe2r0.jpg
«Заря» отходит от причала. Реверсивно-рулевое устройство находится в положении, близком к нейтральному (выброс воды как через кормовое сопло, так и через боковые сопла). В таком режиме теплоход обладает великолепной манёвренностью и способен развернуться практически на месте

Производство

Строились по двум проектам: 946 (с 1965 по 1981 год) и Р-83 (с 1971 по 1985 год) на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. В рамках каждого проекта имелись модификации.

Заводом выпускались суда номерные без имени собственного («Заря-1», «Заря-2» и т. д.). Суда проекта Р-83 имели название серии «Заря-Р», причем при указании номера буква «Р» записывалась после цифр, например «Заря-207Р», «Заря-317Р», «Заря-343Р». Позже некоторые суда получили имена собственные.

По данным официального сайта Московского судостроительного и судоремонтного завода за годы производства было выпущено 556 единиц теплоходов типа «Заря» всех проектов

За сравнительно долгий период выпуска суда каждого из проектов подвергались модернизации. Так существует четыре серии судов пр. 946 и две серии — проекта Р-83.

Серии проекта 946:

Первая серия (примерно до 1970 года) — двигатель М-50, «мокрый выхлоп», классические обводы типа «морские сани» — отсутствие продольного редана в носовой части, одноканальный воздухозаборник штампованный из алюминиевого сплава, в салоне отсутствует кассовое помещение, в задней части салона имеется багажное отделение, отсутствует леерное ограждение, в носовой части имеются откидные подножки для посадки и высадки пассажиров, КВ-радиостанция и установка радиофикации салона на электронных лампах, УКВ-радиостанция отсутствует, бортовая сеть 12 вольт;

http://sg.uploads.ru/t/K9C1y.jpg
«Заря-39» — представитель судов первой серии
http://s7.uploads.ru/t/Gr7kO.jpg
«Заря-55» — судно второй серии
http://sd.uploads.ru/t/vpNc3.jpg
«Заря-179» — четвёртая серия

Вторая серия (примерно 1971—1973 годы) — двигатель М-400, появился продольный редан в носовой части, двухканальный воздухозаборник, формованный из стеклопластика, изменена схема вентиляции машинного отделения, напряжение бортовой сети увеличено до 24 вольта, появилась сеть 220/380 вольт для питания нагревателей масла и воды, получающая питание от причального сооружения;
Третья серия (примерно 1973—1974 годы) — двигатель М-401, изменена схема управления им, число основных окон салона увеличено до семи, багажного отделения в салоне нет, носовые откидные подножки убраны, КВ-радиостанция и установка радиофикации салона на полупроводниках;
Четвёртая серия (примерно с 1974 года по конец выпуска) — увеличен продольный редан в носовой части (переход от схемы «морские сани» к схеме тримаран, аналогичной проекту Р-83), двигатель М-401, на части судов выхлоп атмосферный (по аналогии с проектом Р-83), вновь изменена схема вентиляции машинного отделения, в салоне появилось кассовое помещение и буфет, на части судов стала применяться «купейная» компоновка салона, изменена схема вентиляции салона, появилась УКВ-радиостанция, появился генератор 220/380 вольт.

Серии проекта Р-83:

Ранняя серия — оборудование в целом повторяет суда пр. 946 3 и 4 серий;
Поздняя серия — электрическое и электронное оборудование нового поколения. В установке радиофикации салона появился кассетный магнитофон, появились эхолот и радар (на части судов), появилась система кондиционирования воздуха (на части судов), появились спасательные плоты.

Распространение
В СССР были в эксплуатации во всех речных пароходствах, кроме Кубанского. Работали теплоходы и вне системы пароходств: в районных управлениях малых рек Свердловской и Ленинградской областей, Коми АССР, Бурятской АССР, а также эксплуатировались на внутригородских водных маршрутах в Орле (эксплуатант — Орловское трамвайно-троллейбусное управление) в городской черте, где уровень мелкой здесь реки Оки искусственно повышен и Ижевске на Ижевском пруду. Поставлялись в Чехословакию, Китай, Румынию, и, возможно, в другие страны. В частности, есть фотография теплохода «Заря» в ФРГ, под советским флагом, наряду с германским .

Основные места базирования

http://sd.uploads.ru/t/Bad9j.jpg
«Заря-343Р» на Енисее.
http://sg.uploads.ru/t/C9VTe.jpg
«Заря-149» на озере Неро.
http://sh.uploads.ru/t/sl0fM.jpg
«Заря-335» на Оби.
http://sh.uploads.ru/t/bO4s8.jpg
«Заря-173» начала навигацию 2015 года, идёт из Хабаровска в отдалённый посёлок Победа.
http://s8.uploads.ru/t/Z35MX.jpg
«Заря-193Р» на Шексне.

В Московском регионе:

Москва— до 1980-х годов — не менее 10 судов;
Кимры.
На Верхней Волге:

Рыбинск (до 2010 года);
Углич;
Тверь — до середины 1980-х годов — не менее 8 судов;
Ярославль.
На Средней Волге:

Нижний Новгород;
Самара.
На Нижней Волге:

Волгоград — до конца 1990-х годов — не менее 10 судов;
На Оке:

Рязань;
Коломна;
Муром;
Орёл — 1 судно (с 1981 года, в середине 1990-х годов был законсервирован. В 2014 году — вновь введён в строй, выполняя функции прогулочного корабля).
На Дону:

Калач-на-Дону — до середины 1990-х годов — 2 судна;
Ростов-на-Дону — до начала 1990-х годов - не менее 5 судов на обслуживании маршрутов нижней части Северского Донца.
На Северо-Западе России:

Санкт-Петербург — до середины 1980-х годов — не менее 6 судов;
Новгородская область — 3 судна (в том числе на Валдайском озере «Заря-211»).
Архангельск;
Каргополь (до конца 1990-х годов, после чего теплоход был переправлен в Онегу);
Онега («Заря-340Р»);
Порог — до начала 1990-х годов — не менее 4 судов (в настоящее время[когда?][уточнить] — 1 судно: «Заря-311Р»);
Череповец — не менее 5 судов;
Вологда — не менее 5 судов;
Великий Устюг — не менее 5 судов;
Петрозаводск (бассейн Онежского озера) — 2 судна;
Сыктывкар;
Печора.
На Ангаре:

Иркутск — не менее 2 судов.
На Каме, Вятке, Белой:

Чайковский — не менее 4 судов;
Березники — не менее 6 судов;
Пермь — не менее 6 судов;
Уфа — не менее 5 судов;
Киров — не менее 3 судов.
На Иртыше, Тоболе и Тавде:

Тобольск — не менее 6 судов;
Омск — не менее 6 судов;
Тавда — не менее 4 судов (до 1991 года). На 2014 год корпус «Заря-21» стоит на берегу, «Заря-205Р» в эксплуатации, обслуживала линию Таборы-Новоселово, в 2015 году в рабочем состоянии, но маршруты не обслуживала[4]. В 2017 году "Заря-205Р" выставлена на продажу службой судебных приставов.
Усть-Каменогорск — «Заря-6» (проект Р-83), в настоящее время не эксплуатируется, находится на хранении в посёлке Прибрежном.
На Конде:

по маршруту Междуреченский — Кондинское — Ханты-Мансийск (не менее 2-х судов);
По маршруту Урай — Половинка — Междуреченский (не менее 2 судов).

На Оби, Томи, Бие, Васюгане:

Барнаул — в середине 1980-х — 10 судов (в настоящее время[когда?][уточнить] — 3 судна: «Заря-317Р», «Заря-335Р», «Радуга»);
Новосибирск — не менее 8 судов;
Томск и Северск — не менее 8 судов (в настоящее время[когда?][уточнить] в Томске — 2 судна, в Северске — 2 судна);
Каргасок — 2 судна;
Сургут — не менее 4 судов;
Нижневартовск — не менее 7 судов;
Кемерово — не менее 6 судов;
Новокузнецк — не менее 4 судов;
Бийск — в середине 1980-х — 5 судов (в настоящее время[когда?][уточнить] — 2 судна, которые с 2009 года не эксплуатируются: «Заря-144», «Заря-164»).
На Енисее:

Красноярск — не менее 10 судов
На Лене, Вилюе, Алдане:

Якутск — не менее 6 судов;
Пеледуй — не менее 4 судов;
Ленск — не менее 4 судов;
Олекминск — не менее 3 судов;
Усть-Кут — не менее 4 судов;
Нюрба — не менее 2 судов (действуют в настоящее время[когда?][уточнить]);
Усть-Мая — 1 судно.
На Соже:

Гомель — не менее 9 судов (до середины 1990-х годов).
На Припяти:

Мозырь — 1 судно.
На Шилке:

Сретенск — не менее 2 судов (действуют в настоящее время[когда?][уточнить]).
На Норилке — озере Лама:

Норильск — не менее 6 судов (действуют в настоящее время[когда?][уточнить]).

На Амуре:

«Заря-173» — ходит от Хабаровска вверх по Тунгуске.

Социальное значение теплоходов типа «Заря»

Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний Восток и Северо-Запад России). Традиционными видами транспорта для жителей этих районов были лодки. Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к необорудованному берегу. «Зори» обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами (городами), перевозили туристов, грибников, дачников.

Основные достоинства и недостатки

Основные достоинства теплоходов типа «Заря» — сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокой проходимости (за счёт малой осадки и водомёта).
Теплоходы типа «Заря» часто эксплуатировались в очень жёстких условиях (мелководье, перекаты, удары о камни, лесосплавные реки, перегрузка, отсутствие должного техобслуживания и ГСМ требуемого сорта), но тем не менее служили очень долго, а некоторые суда, выпущенные ещё в начале 1970-х годов, служат до сих пор.

Однако с перечисленными достоинствами были связаны и принципиальные недостатки.

Для достижения высокой скорости требовался мощный лёгкий высокофорсированный двигатель. Как известно, такие двигатели обладают небольшим моторесурсом. Двигатели М-400 с механическим нагнетателем, применяемые на судах первых серий, не могли отработать и одной навигации. Более поздние модификации двигателя М-401 с газотурбинным наддувом работали дольше, но всё равно существенно меньше, чем на тихоходных судах. Большая мощность двигателя обуславливала и большой расход топлива.

Теплоходы «Заря» проекта 946 были некомфортабельными. Это опять-таки связано с необходимостью достижения высоких удельных показателей. Глиссирующий режим движения обуславливал сильную тряску при ходе на волнении. Салон был довольно тесным, вентиляция его была неэффективной. Уровень шума, создаваемого в салоне двигателем, был настолько высок, что разговаривать без повышения голоса было невозможно.

На теплоходах проекта Р-83 условия для пассажиров были существенно улучшены. Уровень шума в салоне был существенно снижен за счёт применения звукоизоляции машинного отделения. Тримаранные обводы носовой части корпуса существенно смягчали удары волн. Была применена система вентиляции и кондиционирования салона.

http://sg.uploads.ru/t/Hqo0a.jpg
Работа даже сравнительно нового дизеля М-401 сопровождалась выбросами сизого дыма (в цилиндры попадало масло). По мере износа дымление усиливалось

С экологической точки зрения теплоходы «Заря» не выдерживали никакой критики. Двигатель М-400 был очень несовершенным. Чадящие выхлопные газы двигателя на теплоходах проекта 946 смешивались с водой (система «мокрого выхлопа») и выбрасывались за борт, откуда в воду попадали несгоревшие остатки нефтепродуктов. За теплоходом всегда тянулся шлейф сизого дыма — в цилиндры двигателя, по причине примитивной конструкции поршневых колец, попадало масло. По этой причине расход моторного масла был велик - примерно 20 литров в час (на теплоходах имелась специальная масляная цистерна объемом 200 литров для подпитки системы смазки). Высокая крутая волна, создаваемая теплоходом, приводила к размыванию берегов, гибели мальков рыбы. По этой причине эксплуатация теплоходов типа «Заря» в середине 1980-х годов на ряде рек Европейской части России (в частности, на Оке, на ериках Волги и Дона) была прекращена. Теплоходы были переданы на сибирские реки (где берега более прочные).

По современным представлениям теплоходы типа «Заря» небезопасны в эксплуатации. При отказе единственного двигателя теплоход полностью лишался управления. Это приводило к авариям, таким как навал на опоры моста или другие суда. Известны случаи аварий по указанной причине, произошедшие в Ленинграде (навал на другое судно) в 1972 году, в Бийске (попадание постороннего предмета в водомёт теплохода «Заря-89» вызвало его отказ, что привело к навалу на опору моста) в 1989 году, в Красноярске («Заря-277Р», удар об устой моста) в 2001 году. Компоновка теплохода (отсутствие открытых палуб, узкие проходы в зоне рубочных дверей) не позволяла быстро выполнить эвакуацию пассажиров в случае аварии. Теплоходы не были оборудованы спасательными средствами. Однако эксплуатация преимущественно на малых неглубоких реках частично снижала указанные риски.

Расположение рулевой рубки в носовой части судна ограничивало обзор назад, что затрудняло выполнение манёвров на заднем ходу. По этой причине экипажи часто дооборудовали свои теплоходы автомобильными зеркалами заднего вида. Кроме того, при движении на волнении члены экипажа, сидящие в рубке, испытывали значительные перегрузки от ударов волн, что обуславливало повышенную утомляемость, затрудняло управление и визуальное наблюдение за судоходной обстановкой.

Указанные недостатки стали очевидными уже в 1980-х годах. Поэтому выпуск теплоходов типа «Заря», начиная с 1981 года, был существенно сокращён. Для их замены были разработаны суда типа «Линда». Однако общий экономический упадок в СССР не позволил пустить эти суда в серию. Кроме того, заводом проводились работы и по модернизации имеющихся «Зорь». В частности, были изготовлены опытные суда с импортными дизельными двигателями MAN и Дойц. Эти же двигатели на часть судов были установлены при капитальном ремонте.

Современное состояние

В настоящее время  эксплуатация большинства теплоходов типа «Заря» уже прекращена. Большая их часть разрезаны на металлолом. В строю остаётся не более тридцати судов этой серии. Еще примерно 30 судов находятся в неработоспособном или частично разукомплектованном состоянии, но с сохранившимися корпусами (могут быть восстановлены) и примерно 15 судов в невосстановимом состоянии. Часть из них оборудованы менее мощными двигателями, обеспечивающими скорость 10—15 км/ч. Привезённый из Днепропетровска и переоборудованный теплоход типа «Заря» (теплоход «Ласточка») одно время ходил по рекам Харьковской области, однако при невыясненных обстоятельствах сгорел 1 апреля 2005 года. Сейчас данные теплоходы эксплуатируются, в основном, в труднодоступных районах для перевозки пассажиров (например, в Томской области), в качестве прогулочных судов (например, на озере Неро), на паромных переправах (например, в Ярославской области) или в частном использовании. Техническое состояние уцелевших экземпляров различное. В очень хорошем техническом состоянии пребывают теплоходы «Заря-343Р» и «Заря-360Р» Енисейского пароходства, правда они существенно перестроены. «Заря-173» Амурского пароходства тоже находится в отличном техническом состоянии, но при этом судно сохранило почти аутентичный облик. Сохранились в рабочем состоянии и три судна самой первой серии: «Заря-1» (номер не аутентичен, оригинальное судно «Заря-1» утилизировано в Твери) в Омске (1967 год выпуска), служебное судно «Дельфин» (ранее — «Заря-41»), также в Омске (1969 год выпуска) и «Заря-48» в Благовещенске (1969 года выпуска).

Часть списанных теплоходов используются в качестве кафе (как плавучих, так и на берегу), плавучих дач (как правило, несамоходных), причальных сооружений, понтонов. При таких переделках, как правило, с судов срезается надстройка.

Несмотря на все недостатки, теплоход «Заря» является важной вехой в истории развития отечественного транспорта.

0

8

Зарница (тип речных судов)

http://s5.uploads.ru/t/vlMSz.jpg

Теплоход "Зарница"
Проект, г.

1967
Обозначение проекта

1435
Выпускался, гг.

1968-1983
Экземпляры

??
Водоизмещение пустого, т

14
Полное водоизмещение, т

19
Макс. скорость, км/ч

33
Вместимость, чел
Полная вместимость

45
Основные размерения
Двигатели
Обозначение по ГОСТ

6ЧН15/18
Число

1
Мощность, кВт (л.с.)

177 (240)

Зарница - тип речных пассажирских судов на скеговой воздушной подушке, проект 1435. Предназначены для местных пассажирских перевозок по мелководным рекам.

Выпускались Судоремонтно-судостроительным заводом им. Урицкого (г. Астрахань) с 1968 года по 1983 год.

Головное судно серии — «Горьковчанин».

В целом судно оказалось неудачным. В частности, даже несмотря на применение воздушной подушки гидродинамическое сопротивление оказалось большим. В результате скорость судна оказалась очень низкой: в порожнем состоянии — порядка 30 км/ч, а у груженого падала до 10-15 км/ч. Экономические показатели оказались даже хуже чем у более скоростных глиссирующих теплоходов типа «Заря». Была выпущена сравнительно небольшая серия. Дальнейшим развитием проекта 1435 «Зарница» стали суда «Луч».

0

9

Баргузин (тип речных судов)

«Баргузи́н» (проект 19591) — тип скеговых речных судов на воздушной подушке.

http://s9.uploads.ru/t/TGYpL.jpg
Баргузин-2 на озере Байкал

Спроектирован в КБ Вымпел (Нижний Новгород). Назван по имени одного из четырех байкальских ветров (Сарма, Горняк, Култук, Баргузин), взявшего, в свою очередь, название от одной из рек, впадающих в озеро. Баргузин дует, соответственно, со стороны реки Баргузин, по направлению юго-восток — северо-запад.

В 1989-1991 годах на Сосновском судостроительном заводе (г. Сосновка, Кировская область) было построено три судна серии, получившие наименования Баргузин-1 и Баргузин-2 Баргузин-3. Баргузин-1 и Баргузин-2 доставлены на озеро Байкал, где используются для пассажирских перевозок. Баргузин-3 был продан за рубеж и сейчас находится в Панаме под именем LAS 7 PERLAS; потерпел кораблекрушение и более не используется.

По состоянию на навигацию 2008 года суда «Баргузин» используются на пассажирских линиях:
— Иркутск — бухта Песчаная (3 раза в неделю)
— Иркутск — бухта-Песчаная — МРС — Хужир — Усть-Баргузин (1 раз в неделю)

В 2011 году начал действовать рейс теплохода Баргузин-3: Иркутск (пристань "Ракета") - мыс Толстый - мыс Половинный - Листвянка - Иркутск

0

10

Линда (теплоход)

http://s7.uploads.ru/t/Fgq0x.jpg
Теплоход «Линда-4» в Петрозаводске

«Линда» — марка речных скоростных пассажирских судов с воздушной каверной в днище, проекта 14200, разработанного ОКБ им. Алексеева[1] и выпускаемых Зеленодольским судостроительным заводом им. А. М. Горького.

Теплоходы «Линда» разрабатывались в конце 80-х годов для замены морально устаревающих теплоходов типа «Заря». При разработке проекта ставились задачи сохранения основных достоинств теплоходов типа «Заря» с одновременным устранением ряда недостатков.

Так, в конструкции теплоходов «Линда» сохранена возможность причаливания к необорудованному берегу. Посадка-высадка пассажиров производится с помощью откидной рампы, являющейся одновременно дверью пассажирского салона.

При одинаковой с теплоходом «Заря» номинальной пассажировместимости и мощности двигателя «Линда» развивает скорость 55 км/ч («Заря» — 45 км/ч). В то же время с увеличением загрузки скорость теплохода «Линда» падает сильнее, чем у «Зари». Сравнительная эксплуатация этих теплоходов на Оби (Нижневартовск) показала, что при предельно допустимой загрузке судна (что является типичным явлением) скорости судов выравниваются на отметке порядка 40 км/ч.

0

11

Беларусь (тип судов)

Судно на подводных крыльях «Беларусь»
Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР
Верфь Гомельский судостроительный завод
Параметры
Длина 14,5 м
Ширина 4,6 м (наибольшая)
Высота 4 м (от уровня воды при ходе на крыльях)
Средняя осадка 0,9 м (при стоянке)
0,3 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 14,5 т
Технические данные
Скорость 65 км/ч (максимальная)
Автономность плавания 320 км
Пассажировместимость 40 человек

Судно на подводных крыльях «Беларусь» — теплоход, предназначенный для пассажирских перевозок на пригородных местных линиях в верховьях рек, протяженностью до 320 км.

Суда типа «Беларусь» строились на Гомельском судостроительном заводе (г. Гомель, Беларусь).

0

12

Метеор (теплоход)
Метеор

http://sg.uploads.ru/t/AB2ux.jpg
«Метеор» на Неве

Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР
Класс О
Верфь Красное Сормово; «Море»
Введено в эксплуатацию 1961 год
Параметры
Длина 34,6 м
Ширина 9,5 м (наибольшая)
Высота 5,63 м (при стоянке)
6,78 м (при ходе на крыльях)
Средняя осадка 2,35 м (при стоянке)
1,2 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 36,4 (порожнее)
53,4 (полное)
Технические данные
Силовая установка 2 дизельных М400, М401, М-417. 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
Винты 2
Мощность 1000 л.с.
Скорость 65 км/ч (максимальная)
58-62 км/ч (эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Экипаж 3 чел.
Пассажировместимость 78—123 человек (в зависимости от модификации)
У этого термина существуют и другие значения, см. Метеор (значения).

«Метео́р», проект 342Э — серия речных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, разработанных Ростиславом Алексеевым.
Содержание

    1 История
    2 Описание
    3 Распространение
    4 Интересные факты
   
История

В октябре 1959 года было спущено на воду первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Метеор», ходовые испытания которого проходили с 1 ноября 1959 года до 17 ноября 1959 года. В процессе ходовых испытаний первый «Метеор», построенный на заводе «Красное Сормово», прошёл путь от Горького до Феодосии и был оставлен там на зимний период. Весной 9 мая 1960 года первый «Метеор» вышел в обратный путь из Феодосии и 14 мая 1960 года пришёл в Горький.

Серийный выпуск «Метеоров» был налажен на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. С 1961 года по 1991 год было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай[2]. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1.

Описание

Теплоход Метеор проекта 342Э — дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озёрам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом — на 26, 44 и 44 места соответственно. Переход пассажиров из среднего в кормовой салон осуществляется по имеющей крышу палубе (на фотографиях видна как «горб»), с палубы двери ведут в туалет, машинное отделение и подсобное помещение. В среднем салоне находится буфет.

Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закреплённых на бортовых и днищевых стойках носового крыла.

В качестве главных двигателей на теплоходе могут быть установлены два дизеля типа М-400 (12ЧНС18/20) правого и левого вращения двенадцатицилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, с водяным охлаждением, реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. каждый при 1700 об./мин, конвертированные из авиационных М-40. Движители — два пятилопастных гребных винта фиксированного шага ø 710 мм. Для обслуживания силовой установки и судовых нужд установлен комбинированный агрегат дизель-генератор-компрессор-помпа. Агрегат состоит из дизельного двигателя мощностью 12 л.с. при 1500 об./мин. со стартерным и ручным пуском, генератора мощностью 5,6 кВт, компрессора и вихревого самовсасывающего насоса. Механическая установка теплохода управляется с постов в ходовой рубке и в машинном отделении.

Источники электроэнергии
Основным источником электроэнергии в ходовом режиме являются два ходовых генератора постоянного тока мощностью по 1 кВт каждый при нормальном напряжении 27,5 В, установленные на главных двигателях. Имеется автомат параллельной работы генератора и аккумуляторных батарей. Для питания потребителей электроэнергии на стоянке установлен вспомогательный генератор постоянного тока мощностью 5,6 кВт номинальным напряжением 28 В

Распространение

    Венгрия
    Вьетнам
    Греция
    Италия
    Казахстан
    Китай
    Польша
    Россия
    Румыния
    Соединённые Штаты Америки
    Украина
    Хорватия

Интересные факты

  Книга «Крылатые суда России» сообщает следующие интересные факты:

Одним из капитанов судна на подводных крыльях «Метеор-2», входившего в состав Волжского объединённого пароходства МРФ РСФСР, был прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
В июне 1960 года, при демонстрации первого экспериментального судна на подводных крыльях «Метеор» Н.С.Хрущёву, авиаконструктор А.Н.Туполев был впечатлён «Метеором» и попросил Р. Е. Алексеева о совместном управлении судном.
Подавляющее большинство «Метеоров» — номерные, однако два из них, эксплуатировавшихся на Волге были названы именами их создателей — «Конструктор Алексеев» (с 2011 эксплуатируется в Петербурге) и «Инженер Зайцев» (списан в 1997 году).

http://s8.uploads.ru/t/3E2cF.jpg
Судно «Метеор-236» типа «Метеор» на реке Лене, 2004 год.
http://s3.uploads.ru/t/z3hUu.jpg
Судно «Метеор-240» типа «Метеор» в Казани, 2016 год.
http://sg.uploads.ru/t/WsR0j.jpg
Судно «Метеор-218» типа «Метеор» на реке Волге, 2009 год.
http://sd.uploads.ru/t/tBsXC.jpg
Суда «Greenlines-3» и «Greenlines-11» типа «Метеор» у причала в городе Вунгтау, 2010 год.
http://sd.uploads.ru/t/VzUYP.jpg
Судно «Метеор-240» типа «Метеор» на реке Волге, 2014 год.
http://s7.uploads.ru/t/4PwYV.jpg
Судно «Solyom-2» типа «Метеор» на реке Дунай, 2006 год.
http://sd.uploads.ru/t/T4yEa.jpg
Судно «Petro Express-01» типа «Метеор» на реке Сайгон, 2013 год.
http://s3.uploads.ru/t/GtUPc.jpg
Судно «Метеор-176» типа «Метеор» на реке Нева, 2008 год.
http://s3.uploads.ru/t/YoIxp.jpg
Списанное судно типа «Метеор», ставшее памятником в Нижнем Новгороде, 2016 год.

0

13

Полесье (тип судов на подводных крыльях)

Полесье
Проект 17091
http://sh.uploads.ru/t/93A7r.jpg

Судно на подводных крыльях "Полесье-20". Фуюань
Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР Белоруссия  КНР
Класс Р
Верфь Гомельский судостроительный завод
Спущено на воду 1984 год
Введено в эксплуатацию 1986 год[2]
Параметры
Длина 21,3 м
Ширина 5,0 м (наибольшая)
Высота 4,8 м (наибольшая)
Средняя осадка 1,0 м (на плаву)
0,4 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 13,5 (порожнее)
20,5 (полное)
Технические данные
Силовая установка 1xM401А - 12-ти цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель правого вращения с газотурбинным наддувом, водяным охлаждением и реверсивной муфтой[3]
Винты один шестилопастный бронзовый гребной винт фиксированного шага диаметром 0,7 м
Мощность 810 кВт (1100 л.с.) (максимальная)
590 кВт (эксплуатационная)
Скорость 75 км/ч (40 узлов) (максимальная)
65 км/ч (эксплуатационная)
Автономность плавания 400 км
Экипаж 2 чел.
Пассажировместимость 35-60 человек (в зависимости от модификации и государственного регулирования)
Грузовместимость 5 т (полная)
1,5-3 т (на верхней палубе)

Полесье (Лунтан) — тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенного для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов.

Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму.

Суда типа «Полесье» (проект 17091) строились на Гомельском судостроительном заводе (г. Гомель, Беларусь). Всего построено более 100 судов.

Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом Звезда.

Основное отличие китайского теплохода Лунтан ( кит. упр. 龙腾, пиньинь: lóng téng, палл.: лун тэн, буквально: «парящий дракон») от отечественного Полесья заключается в компоновке салона. На Лунтане отсутствуют бар и столики, вместо них установлены дополнительные ряды кресел.

http://s3.uploads.ru/t/h67YM.jpg
«Полесье-20» пришло в Фуюань из Хабаровска
http://sg.uploads.ru/t/NDVXu.jpg
«Лунтан-21» пришёл в Хабаровск из Фуюаня с «челноками» и грузом китайского ширпотреба на крыше.
http://s7.uploads.ru/t/0g7vR.jpg
«Полесье-1» до реставрации. Чернигов.
http://s9.uploads.ru/t/Szodr.jpg
Теплоход «Полесье-1» после реставрации на Киевском речном вокзале

0

14

Спутник (теплоход)

Спутник
http://s7.uploads.ru/t/S2b5f.jpg
на постаменте в Тольятти
Основная информация
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР
Порт приписки Тольятти
Верфь Красное Сормово
Спущено на воду 11 июля 1961
Введено в эксплуатацию 1961

Выведено из состава флота 1965
Современный статус памятник
Параметры
Длина 47,3 м
Ширина 11,7 м
Средняя осадка 2,7 м (при стоянке)
0,9 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 40 т
Технические данные
Силовая установка 4* М50-Ф3
Мощность 4x850 л.с.
Скорость 65 км/ч
Автономность плавания 600 км
Пассажировместимость 300 чел

«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти.
Содержание

    1 Проект
    2 История
    3 Недостатки
    4 Судьба
   

Проект

«Спутник» предназначался для скоростных пассажирских перевозок по рекам и водохранилищам на маршрутах протяженностью до 600 км. Автором проекта 329 являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Алексеев Р. Е.

В 1960 году коллегией Министерства речного флота РСФСР технический проект судна был одобрен. Согласно проекту, гребные винты были расположены впереди крыла. Для уменьшения веса судна его строили не из стали, а из алюминиево-магниевого сплава.

Планировалась возможность эксплуатации при волнении до 8 баллов. Пассажиры размещались в трёх салонах с авиационными креслами.
История

В 1961 году на заводе Красное Сормово был построен опытный экземпляр. На момент постройки это было крупнейшее в мире по вместимости речное судно подобного типа.

В центральной советской газете «Правда» в статье от 12 октября 1961 года сообщалось о «Спутнике»: «Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях „Спутник“ — трудовой подарок судостроителей „Красного Сормова“ XXII съезду КПСС — прибыл вчера в Москву».

Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца.

Капитаны:

    Полуэктов В. Г. — лауреат Ленинской премии
    Белодворцев Е. А.
    Саморуков С. И.

Недостатки

4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.

Машинное отделение располагалось между пассажирскими салонами и под мини-рестораном. Шум и вибрация сильно снижали комфорт пассажиров.

По результатам опытной эксплуатации суда проекта 329 в серийное производство не пошли.
Судьба
Спутник зимой
http://s7.uploads.ru/t/xdQR8.jpg

В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.

В 2005 году в расположенном внутри судна молодёжном центре возник пожар, в результате которого внутренняя отделка выгорела.

27 сентября 2018 года разрезан на металлолом. Распилившим грозит уголовное наказание.

0


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Гражданский флот » Газотурбоходы