Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Танкеры

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Танкерhttp://uploads.ru/t/o/t/J/otJe7.jpg

0

2

ТАНКЕР

    (англ. tanker, от tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно, - грузовое судно для перевозки наливом в грузовых цистернах (танках) жидких и полужидких грузов (нефть, бензин, спирт, смазочные и пищ. масла, вино, химикалии, битум, сжиженные газы и т. п.). Приём груза на Т. производится по закрытому трубопроводу, выгрузка - судовыми насосами. Грузоподъёмность Т. до 500 тыс. т. Общий тоннаж Т. составляет св. 40% суммарного тоннажа мирового трансп. флота (1986).
    Морской танкер София дедвейтом 50 тыс. т
http://uploads.ru/t/u/v/r/uvrhw.jpg

0

3

Каспийские танкеры

http://sh.uploads.ru/t/3TGOf.jpg

"В годы Великой Отечественной войны танкер "Ленин" отлично выполнял оперативные задания по перевозке бензина для Сталинградского фронта. Огнем артиллерии экипаж судна успешно отразил четыре налета вражеской авиации". В этих сдержанных словах, высеченных на мемориальной доске в кают-компании танкера, запечатлен героический подвиг экипажа "Ленина". В годы войны этот танкер вместе с другими нефтевозами и бензиновозами, построенными на заводе "Красное Сормово", продолжал работать на своей традиционной линии Баку - Астраханский рейд, и от перевозимых ими грузов - бензина, дизельного топлива, масел - зависел исход величайшей битвы, развернувшейся на берегах Волги. Вот почему фашисты стремились любой ценой сорвать перевозки топлива. Их самолеты бомбардировали порты, минировали подходы к Астраханскому рейду, а в открытом море в первую очередь охотились за танкерами. Но, несмотря на опасность, экипаж "Ленина" во главе с капитаном Анатолием Колосовым мужественно нес свою вахту. И не случайно именно после победоносного завершения битвы на Волге экипаж танкера был награжден Красным знаменем Государственного Комитета Обороны.

"Ленин" - первый из одиннадцати специализированных танкеров, построенных для Каспийского пароходства в начале 30-х годов. Необходимость в подобных судах становилась все более острой по мере того, как восстанавливалось и укреплялось хозяйство молодой республики. Добыча бакинской нефти быстро приближалась к довоенному уровню, а списочный состав судов Каспийского флота уменьшился на четверть, да и работавшие суда на 80% были устаревшими. В августе 1925 года Совет Труда и Обороны утвердил пятилетнюю программу морского торгового судостроения, в ней учитывались и интересы Каспийского пароходства - Каспара. И вскоре Каспар выдал заводу "Красное Сормово" задание на разработку судна. Одновременно такое же задание направили в Ленинград, в только что образованное Центральное бюро по морскому судостроению. Поначалу проектирование велось параллельно и на "Красном Сормове" и в ЦБМС. Затем ленинградцы переключились на разработку других типов судов в соответствии с утвержденной судостроительной программой, и вся полнота ответственности за каспийский нефтевоз легла на плечи сормовских конструкторов. Заказчик, как мог, торопил их, и уже в марте 1926 года по просьбе Каспара они направили свой предварительный проект на рассмотрение в ЦБМС. Изучив представленные материалы, технический совет ЦБМС не отклонил и не одобрил проекта, и на то были веские причины.

В задании на нефтевоз говорилось, что прототипом наливного судна, которое удовлетворило бы заказчика, могут служить шхуны "Волга" или "Крестьянин", уже много лет исправно ходившие на той же самой линии. Но по рассказам капитанов, плававших на "Волге" и "Крестьянине", они слышали, как на волнении корпуса скрипят. Кроме того, из-за ослабления швов происходила утечка нефти. Поэтому конструкторам предлагалось сделать корпуса будущих танкеров более жесткими. Во исполнение этого требования сормовичи разработали так называемый башенный тип танкера, который в поперечном сечении очень походит на прямоугольную бутылку. Горловина этой бутылки высотой 2,2 м возвышается над несколько опущенной палубой и тянется вдоль всего судна. Согласно законам прочности такая конструкция отличается повышенной жесткостью. Каспар предложил конструкторам Сормова проработать и гладкопалубный танкер по типу "Волги" с усиленным корпусом.

19 августа 1926 года в Баку состоялось детальное рассмотрение обоих проектов. С докладом выступил инженер-конструктор "Красного Сормова" Г. Ковалев. Его симпатии, как и любого автора оригинальной конструкции, склонялись в пользу башенного танкера, однако заказчик считал иначе, У башенного танкера получился увеличенный на 5-7% вес корпуса и большая парусность. Это отрицательное качество особенно сказывается при плавании порожнём и маневрировании в бухте. А если учесть, что перегрузка нефти в речные баржи должна производиться на рейде, то в ветреную погоду ошвартоваться у башенного танкера будет очень трудно. В результате обсуждения заказчик принял к постройке танкер обычного типа с чистой грузоподъемностью 7000 т, и конструкторам Сормова было предложено завершить проект.

Несколько раньше Каспар признал рациональным разгружать нефть, доставленную теплоходом, в две несамоходные баржи вместимостью по 3500 т. Поэтому одновременно с танкером создавались проекты стальной баржи и буксира мощностью в 700 л. с., который должен был тянуть их в Астрахань.

В октябре 1926 года проект был завершен, а в марте следующего года "Красное Сормово" получило заказ на первую серию из трех танкеров - "Ленин", "Профинтерн" и "Цюрупа". Летом состоялась закладка судов, и работы по корпусу пошли довольно быстро. На следующий год корабелы спустили "Ленин", а за ним и "Профинтерн" и заложили новые суда. Однако из-за трудностей с механизмами головное судно "Ленин" заказчик принял лишь в 1930 году.

В то время на Волге еще не было известных ныне водохранилищ, и в середине лета глубина реки на перекатах не превышала 1,65 м. Осадка же каспийских танкеров на корму достигла 4,2 м в незагруженном состоянии. Именно поэтому строители старались заканчивать суда к весеннему половодью или к периоду осеннего подъема воды. Чтобы не потерять сезона, приходилось отправлять суда и не совсем законченными. Осенью 1934 года строители завершили танкер "Герой Мехти", однако вопреки ожиданиям вода не поднялась. Тогда по предложению заместителя главного конструктора В. Керичева с каждого борта к танкеру прикрепили по десятку стальных кронштейнов. Под них подвели полузатопленные баржи. Когда воду откачали, баржи всплыли и подняли корму. Так вместе с баржами-понтонами танкер благополучно прошел через все отмели. На следующий год таким же образом отправили в Баку и танкер "Азербайджан".

Всего на "Красном Сормове" было построено 11 судов типа "Ленин". Первые шесть предназначены для перевозки тяжелых нефтепродуктов, остальные - для легких, их называли бензиновозами. Опыт эксплуатации каспийских танкеров показал, что они могут принимать на 1000 т больше груза, чем указывалось в проекте. Это неожиданное качество судов особенно пригодилось в годы войны.

Со времени постройки каспийских танкеров прошло 40-45 лет, но некоторые из них до сих пор в строю. Конечно, они уже не ходят, как прежде, с грузом, но продолжают служить в качестве плавучих складов или бункерных баз.

    "Ленин"

Тип судна
танкер
Наибольшая длина
132,6 м
Наибольшая ширина
16,86 м
Водоизмещение
12 600 т
Грузоподъемность
8500 т
Двигатель
дизель
Мощность
2х1250 л.с.
Скорость
11,6 узла
Дальность плавания
2800 миль
Автономность
10 суток
Команда
41 чел.
Завод-изготовитель
"Красное Сормово"
Годы постройки
1930-1936 гг.
Количество
11
("Ленин", "Профинтерн", "Цюрупа", "Агамали-Оглы",
"ВКП(б)", "Коминтерн", "Сумгаит", "Жданов",
"Герой Мехти", "Большевик Ахундов", "Азербайджан").
http://sh.uploads.ru/t/eth32.jpg

0

4

"Азербайджан"

http://s7.uploads.ru/t/auov1.jpg

27 июня 1942 года из исландского порта Рейкьявика вышел конвой РQ-17 из 37 морских транспортов и взял курс на наши северные порты. Среди судов каравана, охранявшегося большим отрядом кораблей британского военного флота, находились два советских танкера - "Азербайджан" и "Донбасс". Сведения о формировании конвоя стали известны немцам, и еще 17 июня ставка германского главнокомандующего утвердила разработанную заранее операцию по его перехвату и разгрому под кодовым названием "Ход конем". Для достижения поставленной цели фашисты выделили мощные надводные, подводные и воздушные силы, включавшие линкор "Тирпиц", тяжелые крейсеры "Лютцов" и "Адмирал Шеер", 23 подводные лодки и другие корабли.

1 июля воздушная разведка немцев обнаружила караван, а спустя два дня начались ожесточенные атаки авиации. Три торпедоносца нацелились на "Азербайджан". Но заградительный огонь из орудий и пулеметов, открытый боевыми расчетами танкера, помешал им. Сброшенные торпеды прошли мимо...

Когда британское адмиралтейство узнало о нападении на конвой, оно отдало приказ отряду ближнего прикрытия и эсминцам непосредственного охранения оставить транспорты. Караван распался, и немцы практически полностью уничтожили его - из 37 судов только 11 добрались до Архангельска и еще два вернулись в Исландию. Среди прибывших в Архангельск транспортов были "Азербайджан" и "Донбасс", несмотря на то, что танкеры, как наиболее важные объекты, уничтожались немцами в первую очередь.

"Азербайджан" относится к типу средних черноморских танкеров, проектирование и постройка которых вошли в историю отечественного судостроения как один из важнейших этапов воссоздания нефтеналивного флота страны.

Выйдя впервые на внешний нефтяной рынок в 1922 году и не имея флота, коммерческих связей, нефтехранилищ за рубежом, Нефтесиндикат вынужден был продавать продукты главным образом в черноморских портах. Нефть попадала в руки международных спекулянтов, которые наживали на перепродаже огромные деньги. Естественно, такое положение не могло быть более терпимо. И в 1924 году принимается решение переделать два не законченных в первую войну крейсера в наливные суда "Азнефть" и "Грознефть" грузоподъемностью по 5,5 тыс. т. Это задание выполнили судостроители Балтийского завода и Северной судостроительной верфи. Кроме того, в числе семи судов, к постройке которых Совет Труда и Обороны (СТО) предложил безотлагательно приступить, был и один танкер-десятитысячник "Эмбанефть", его спроектировали и построили на Николаевском судостроительном заводе.

В марте 1925 года на заседании СТО обсуждался доклад Полномочной комиссии о морской политике страны, в котором особо подчеркивалась необходимость 50%-ного участия флота СССР в нефтеперевозках. Несколько позже, руководствуясь решениями СТО, Трансплан Наркомата путей сообщения разработал план ввода в строй наливных судов вплоть до 1933 года. Предполагалось строить и покупать за границей танкеры грузоподъемностью в 3,2; 8 и 10 тыс. т. К этому времени выявились и основные потребители советских нефтепродуктов - Англия, Италия, Франция и Германия; в разные годы на их долю приходилось от 60 до 70% нашего экспорта. В результате определились три главные линии для работы этих наливных судов. Первая, внутренняя линия охватывала Черноморское побережье страны, для ее обслуживания предназначался малый танкер. Две другие линии - международные: средние танкеры должны были доставлять нефтепродукты в порты Черного и Средиземного морей - Стамбул, Пирей, Салоники, Бордо, а большие - в Англию и страны северного побережья Европы. Из-за мелководья некоторые балтийские порты не могли принимать десятитысячники, поэтому их тоже обслуживали средние танкеры. На протяжении последующих лет судостроительная программа уточнялась, но три типа танкеров в ней неизменно сохранялись.

Проектирование среднего и малого танкеров велось в Центральном бюро морского судостроения под руководством инженера Е. Толоцкого. В отличие от каспийских (ТМ, № 9, 1976), которые предназначались только для транспортирования сырой нефти, черноморские наливные суда были приспособлены к одновременной перевозке различных нефтепродуктов. Поэтому их оборудовали дополнительными трубопроводами, позволявшими выкачивать груз из любого танка. Корпус среднего танкера был разделен перегородками на 18 главных танков, рассчитанных на прием тяжелых нефтепродуктов. При перевозке легких продуктов заполнялись также и 12 компенсационных танков. В носу расположен трюм, загружаемый маслом в таре.

Регистр СССР одобрил проект, и в 1928 году Нефтесиндикат заказал два танкера Николаевскому судостроительному заводу, спустя год заказ увеличился еще на два судна. Три танкера - "Москва", "Азербайджан" и "Сахалин" - завод сдал заказчику до 1936 года, а вот четвертый, "Урал", оставался недостроенным вплоть до Великой Отечественной войны. Благодаря успешному завершению первой, а затем и второй пятилеток значительно выросла моторизация промышленности и сельского хозяйства страны. Увеличивалось количество нефти, которое шло на удовлетворение внутренней потребности, и экспорт нефтепродуктов с годами начал падать. Поэтому сократилась и потребность в танкерах. По этой же причине не был построен и крупнейший танкер тех лет грузоподъемностью 18,5 тыс. т, проект которого также был разработан конструкторами Судопроекта.

И все-таки благодаря героическим усилиям рабочих, конструкторов, технологов морской нефтеналивной флот страны насчитывал на 1 января 1940 года 20 судов суммарным дедвейтом около 150 тыс. т. Тогда это справедливо считалось большим достижением, а сейчас такую грузоподъемность имеет один современный танкер типа "Крым".

От редакции. Это последняя статья из цикла, посвященного истории отечественного гражданского судостроения первых пятилеток. В наступающем 1977 году материалы исторической серии расскажут о советских сельскохозяйственных машинах, построенных в годы довоенных пятилеток.

    Танкер типа "Москва"

Тип судна
танкер
Наибольшая длина
124 м
Наибольшая ширина
16,6 м
Осадка
7,95 м
Водоизмещение
13250 т
Дедвейт
8930 т
Двигатель
дизель
Мощность
2 х 1400 л.с.
Скорость
9,6 узла
Дальность плавания
13 600 миль
Команда
42 чел.
Завод-изготовитель
Николаевский судостроительный завод
Годы постройки
1928-1941 гг.
Количество
4
("Москва", "Азербайджан", "Сахалин", "Урал")

0