Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Сообщества и группы. » Боевая история Латвии.По местам укреп районов.


Боевая история Латвии.По местам укреп районов.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

По следам подвижной артбатарей

Активное возведение противодесантной линии и огневых точек на побережье Рижского залива, началось весной 1925 года, после рассмотрения кабинетом министров, предложения военного министра Рудольфа Бангерского, предусматривающего мероприятия, по укреплению не прикрытых рубежей Латвийской столицы со стороны Рижского залива.

Цепь противодесантных укреплений, общей длиной 27,5 км, протянулась от устья реки Лиелупе, до устья реки Гауя. На строительство укрепрайона, было затрачено 13 лет. За это время, вдоль побережья возвели насыпи пулеметных точек, оборудованных деревоземляными укреплениями. Завершили систему полевой фортификации, состоящую из траншей, вдоль  всей дюнной зоны пригорода (ископанные траншеями дюны Вецаки и Калнгале - не что иное, как рудимент тех лет..). В 1928 году, построили несколько железобетонных огневых точек, прикрывающих фланги секторов в устьях рек Лиелупе и Гауя и один ДОТ, прикрывающий полуостров остров Мангальсала на котором располагались укрепления береговой артиллерии Риги.

Нехватка средств, заставляла применять смекалку  практический во всем. Так, к 1935 году, стало совершенно очевидно что стационарные батарей береговой артиллерий, расположенные в Мангальсале и Даугавгриве не смогут эффективно противостоять противнику в силу того, что например удаленность укреплений правого фланга (северный сектор) была 18,5 км от позиции береговой артиллерии, и следовательно, огневые точки укрепрайона, были совершенно беззащитны перед любой огневой мощью нападающих.

Проблему решили следующим образом... из нескольких, стандартных, двухосных железнодорожных платформ, путем переделки, соорудили железнодорожный лафет, на который установили 152 мм орудия "Кане", снятые с батарей "G" в Мангальсале. А для того, что бы обеспечить эффективное  противодействие и подвижность артбатарей, в тыловой зоне секторов, соорудили железнодорожные ветки, по которым, должна была, перемещаться железнодорожная батарея.

Одну из таких веток, мы и попытались отыскать. Известно, что в 1937 году, из Болдераи в Варнюкрогс, была проведена железнодорожная ветка, длинной 7,2 км. Обнаружить ее следы оказалось совсем не просто, к тому же, оказалось что в этом случае, зона укрепрайона должна была простираться далеко за пределы Даугавгривского полуострова. Иными словами, граница укрепрайона, должна была быть, где то значительно южнее линии Вакарбулли-Варнюкрогс. Масла в огонь подливали и сообщения о таинственном ДОТе, стоящим в Варнюкрогском лесу, прямо  "у дороги".

Натурные поиски ставили две задачи - обнаружить остатки железной дороги, сооружений инфраструктуры укрепрайона а так же, тот самый ДОТ. С железнодорожной веткой, казалось разобрались довольно быстро, однако поиски с помощью металлоискателя не принесли традиционно ожидаемых свидетельств, хаотичного послевоенного демонтажа, обычно представленных в виде разбросанных костылей и остатков шпал. В нашем случае, удалось найти насыпь, но не удалось найти материальных аргументов. Зато обрадовали находки каких то опорных конструкции, предназначения которых пока не однозначно не опеределены. Наши мнения, впрочем как всегда, разделились и содержат версии лежащие в пределах, от остатков створного знака, старого форватера Лиелупе до остатков антенны или даже дальномера батареи. Не смотря на холодный проливной дождь, поиски были достаточно основательными и во внимание попадали  любые потенциальные объекты, так.... совершенно нечаянно, были обнаружены чуть ли не все, срезанные временные опоры электровоза, когда то доставлявшего кварцевый песок на близлежащий силикатный завод (спасибо Артуру!).

Так же, в ходе поисков, удалось обнаружить юго-западную границу укрепрайона проходящую по Варнюкрогсу. Проходила она, по южному подножию "белой дюны" и сегодня, представлет из себя, еще четко различимые три линии противодесантных рвов с остатками ям от пулеметных блиндажей, закрывающих дорогу на Варнюгрогс. Увы, остатки огневых точек на самой дюне, так же, вопреки ожиданиям, не содержали железобетонных конструкции и были целиком дерево-землянными.

Очевидно, что поиски ДОТа результата не принесли. Мы основательно прочесали лес за "белой дюной" и к востоку от нее, вывод не утешительный, ни огневой точки ни ее остатков обнаружить ПОКА не удалось... Поиски несомненно будут продолжены, добровольцы приглашаются!

0

2


Даугавгривский укрепрайон (1925-1939)

Латвия, 1920 год, два года независимости и войн. Еще очень свежи в пямяти, недавние трагические события, когда войска Бермонта-Овалова, лишь благодаря самоотверженности городских защитников, чуть не заняли Ригу. Тогда, командованию армии молодого Латвийского государства, пришлось признать - Рига совершенно беззащитна, перед любыми агрессорами, особенно со стороны Рижского залива, а взорванные в 1917 году, при отступлений Русской армии, батарей береговой артиллерии в Даугавгриве и Мангальсале, не подлежат восстановлению, в следствии чего, нет никакой возможности организовать хоть какую то береговую оборону Риги.

Тогда, в ноябре 1919 года, от вторжения морского десанта, столицу Латвии спасли разве что корабли антанты, перегородившие устье Даугавы (Зап.Двины) и открывшие огонь по войскам Бермонта, готовившегося форсировать реку. Выводы были сделаны, и требовалось срочно найти какое то эффективное решение и любым доступным способом, пресечь существующую угрозу со стороны Рижского залива, а ресурсы для этого, у измученного войной, молодого государства были более чем скромные.

15 января 1925 года, военный министр Рудольф Бангерскис (Rūdolfs Bangerskis), передал к рассмотрению в кабинет министров девятого созыва, проект "Даугавгривского укрепрайона", который 19 февраля, был принят и передан к дальнейшему рассмотрению в сейм. Согласно имеющийся информации, 25 апреля, 1925 года, проект укрепрайона, был передан в военный департамент и там, не смотря на всю свою важность, по каким то причинам "застрял", так и не получив своего логического продолжения, однако, учитывая чрезвычайно важное стратегическое значение, министерство обороны, постановило срочно начать работы по укреплению прибрежной зоны.

Таким образом, весной 1925 года, Даугавгривский артиллерийский и инженерный полк, сообща приступили к возведению противодесантной линии, общей протяженностью 27,5 километров. Сооружение Даугавгривского УРа, по праву считается одним из первых секретных проектов независимой Латвии. Вероятно излишние меры предосторожности и послужили причиной того, что исторические упомнания об этом, в своем роде уникальном проекте Латвийской армии чрезвычайно бедны, и не нашли достойного отражения ни в исторических документах, ни в людской памяти. А дело вот в чем...

Охранная зона укрепрайона, почти сразу же, была передана под прямое подчинение министра внутренних дел Латвии, которым тогда был полковник Эдуард Лайминьш (Eduards Laimiņš). Таким образом, все военные секреты укрепленных подступов к Латвийской столице, ревностно и строго охранялись, главным образом, силами Министерства внутренних дел. Для этого, на всей его протяженности, была организована специальная зона, вход и перемещение по которой осуществлялось только по специальным пропускам. Любое перемещение местного населения в прилегающих к УРу районах, строго регламентировалось. Патрулирование и проверку, осуществляли военные и полиция. Тех же, кто пападался в закрытой зоне без пропуска, очень серьезно наказывали

http://s9.uploads.ru/t/avJLD.jpg
Вот, что пишет газета "Latvijas Kareivis", от 4 февраля 1931 года: "Министр внутренних дел, осудил Анну Аболтиню из Риги, наложив штраф, в размере 12 лат или 4 дней ареста, за проникновение в Даугавгивско-Мангальсалский укрепрайон, без разрешения".

Такие жесткие меры, вероятнее всего, должны были препятствовать проникновению в закрытую зону гражданского населения и способствовать своевременному вывлению немецких и русских шпионов, пытающихся оценить возможности штурма Латвийской столицы с моря.

    Оборона секторов

Весьма ограниченные средства и возможности молодой Латвийской армии, диктовали требования возведения УРа с максимальной эффективностью при минимальных затратах и дистанцией тылового обеспечения. В связи с чем, было принято решение о разграничений секторов обороны, располагающихся с правого и левого берега устья Даугавы. Совершенно очевидно, что устья рек Гауя и Лилупе, впадающие в Рижский залив, с севера и запада от Даугавы, разрезая береговую линию, создают удобную естественную преграду, позволяющую использовать ее, как тактическое преимущество.

Снижая затраты на возведение УРа, было принято решение о возведении укрепленных огневых точек (Пулеметных блокгаузов), только на фронтальных огневых секторах в устье рек Гауя и Лиелупе, препятствующих прорыву вражеского десанта, путем форсирования прибрежной линии устья этих рек. Тыловое прикрытие огневых точек, должно было осуществляться пехотными подразделениями, размещенными вдоль противодесантной линии. Ознакомится чуть подробнее с видом и конструкцией блокгаузов, вы можете, изучив представленные ниже иллюстрации.

ОТ №3
http://s7.uploads.ru/t/IKfRs.jpg
http://s5.uploads.ru/t/PCwvL.jpg
http://sg.uploads.ru/t/BeGZJ.jpg
http://sh.uploads.ru/t/4SO9y.jpg

Концепция противодесантных укреплений Даугавгривского УРа внутри секторов, включала в себя ряды проволочных заграждений, два ряда пехотных окопов и располагающихся за ними пулеметных гнезд. Для оборудования пулеметных точек, на растоянии одного километра друг от друга, вдоль береговой линии создавались высокие насыпи на которых размещалась пелеметные гнезда и наблюдательные пункты.

Оборону каждого сегмента, общей протяженностью 1 километр, обеспечивала одна стрелковая рота, состоящая из трех боевых взводов. Каждый взвод, состоял из 3 пулеметных и 2 стрелковых групп. Общая численность роты, вместе с хозяйственным взводом ротного командира, составляла 170 человек (4 офицера). Хозяйственная часть состояла из 11 коней, 8 повозок, 1 кухни и 2 велосипедов.

Тыловое прикрытие, обеспечивала пулеметная рота, состоящая из 3 боевых взводов. Каждый взвод, в свою очередь состоял из двух групп, по два пулемета в каждом. Общая численность роты, составляла 160 человек (4 офицера). Хозяйственная часть состояла из 12 пулеметов, 29 коней, 26 повозок и одной кухни.
http://sd.uploads.ru/t/B5OFl.jpg
Возведение противопехотных заграждений
http://s8.uploads.ru/t/3yrgB.jpg

Пулеметное гнездо

    Западная ОТ
http://s8.uploads.ru/t/kt1KW.jpg

Западный сектор обороны, простирался от левобережных укреплений устья Даугавы (Даугавгривской крепости), до устья реки Лилепупе вдоль прибрежной линии Рижского залива. Западную часть противодесантных укреплений, закрывали несколько железобетонных огневых точек, прочно запирающих подходы к правому берегу реки Лиелупе.

Сооружение бетонных огневых точек, (по некоторым источникам) было завершено в 1927-1928 году. В настоящий момент, точное расположение и количество их в этом секторе не известно, главным образом потому, что при наступлений красной армии в октябре 1944 года, они были приняты за долговременные сооружения немцев и были тут же, на всякий случай взорваны. По итогам экспедиции, проведенных А.Зиновьевым и  группой "Острогъ", по остаткам бетонных конструкции, удалось обнаружить на местности, воронки от двух взорванных огневых точек, обозначенных на карте №7 и №8. Однако, не все пулеметные блокгаузы в этом секторе, были уничтожены. На левом берегу Лиелупе, уцелел и неплохо сохранился блокгауз, обозначенный на карте №10.

В настоящее время, исследованиями на местности, точно определить количество и расположение возведенных огеневых точек попросту не представляется возможным. Дело в том, что осенью 1944 года, после взятия Риги, Советские саперы, следуя традиционной тактике уничтожения любых долговременных огневых сооружений, подорвали ЖбОТы сектора, и в некоторых случаях, в результате подрыва, из за их очевидной фортификационной "легкости" (толщина стены такой "коробочки", всего 0,5 м), от них, осталась лишь еле заметная сегодня, воронка. Тем не менее, остатки (воронки) трех огеневых точек, с остатками бетона и арматуры, были обнаружены нами в ходе исследований на местности.

    Позиции подвижных артиллерийских батарей

Рассматривая систему обороны этого сектора, отдельно следует упомянуть, что огневое прикрытие артиллерий в этом секторе, обеспечивалось не только стационарными позициями береговой артиллерии, расположенными в Даугавгривской крепости, но и подвижными железнодорожными батареями. Начиная с 1937 года,  функция прикрытия, осуществлялась бронепоездами 4-й и 5-й железнодорожных батарей. Для этого, на специально сконструированные железнодорожные лафеты, переделанные из двухостных железнодорожных платформ, установили 152-мм орудия Canet, снятые с батарей "G" в Мангальсале (правобережье Даугавы).

Согласно встречающимся в некоторых исторических публикациях упоминаниям, уникальная конструкция платформ, позволяла вести огонь из орудии прямо на ходу, или по крайней мере, без использования упоров, препятствующих опрокидыванию платформы. Забегая вперед, следует вероятно упомянуть, что позднее, в Июле 1941 года, эти железнодорожные орудия попадут к немцам и будут активно эксплуатироваться на Ленинградском фронте до самого 1944 года, однако продолжим...

http://sd.uploads.ru/t/JAl5m.jpg
152мм пушка Кане на железнодорожном лафете

Поскольку существовала очевидная необходимость, обеспечить размещение подвижного состава, непосредственно в секторе береговой обороны, в 1937 году, от Болдераи до устья Лиелупе (Варнюкрогс), была специально построена железнодорожная ветка, протяженностью 7 километров.

Северная ОТ
http://s5.uploads.ru/t/Se8dL.jpg

Северный сектор обороны, начинался от правобережных береговых укреплений Мангальсалы к северу от Риги, и простирался на север, вдоль побережья Рижского залива до устья реки Гауя. Общая протяженность фронта противодесантной линии северного сектора, составила 18,5 км. Огневая поддержка, осуществлялась 15 пулеметными гнездами, оборудованными на исскуственных насыпях (таковых на рубеже Вецаки-Гауя - известно 9), расположенных в 100 метрах, за противодесантной линией. Таким образом, средняя плотность огневых точек на один км. фронта составила 1,2.

Так же, как и в случае с западным сектором, отдельно следует упомянуть, что артиллерийская поддержка, осуществлялась не только стационарными позициями береговой артиллерии Даугавгривского полка, расположенными на правом и левом берегу в устье Даугавы (соответственно в Мангальсале на правом берегу, и в Даугавгривской крепости на левом). В 1937 году, завершили сооружение особой, кинжальной батарей "D", которая примой наводкой должна была препятствовать заходу неприятельских кораблей и катеров у устье Даугавы.

Так же как и в случае с Западным сектором, для обеспечения огневой поддержки береговой артиллерий, в северном секторе, в 1939 году, от основной железнодорожой магистрали, были построены два ответвления для размещения подвижных позиции железнодорожных батарей, которые должны размещались севернее Вецаки и Калнгале (смотрите интерактивную карту). Железнодородные позиции, так же обеспечивались исскуственным укрытием, состоящим из насыпи высотой 4 метра. Такой защитный вал, длинной 400 метров, и сегодня можно лицезреть на прямом участке  (ныне давно разобранной) железнодорожной ветки, находящийся между Калнгале и Гарциемсом (см. карту).

http://s5.uploads.ru/t/Ml8jh.jpg
Секторный столбик

В настоящее время, в прибрежной полосе, от сооружений тех лет, осталось очень немногое. Помимо остатков окопов и блиндажей, которыми изрыты все прибрежные дюны, можно обнаружить несколько хорошо сохранившихся бетонных столбиков, когда то разграничивающих сектора обороны.

Кстати, в отсутствии точной информации, именно по расстоянию между сохранившимися столбиками, расположению и конфигурации окопов относительно насыпей, мы сумели сделать предположение, о протяженности одного оборонного сегмента УРа. На это же, косвенно указывают и обнаруженные нами в земле остатки колючей проволоки, инструментов и личных вещей солдат Латвийской армии.

Доступные артефакты

Небольшая огневая точка, с бетонной основой. Толщина бетонной стены 0,2 м., Для придания дополнительной прочности, внешние стены ОТ достаточно грамотно укреплены камнем. В настоящее время это историческое свидетельство уже практический занесенно песком наступающей дюны и вероятно через несколько лет исчезнет вовсе. Согласно косвенным источникам, возведена вероятно в 1925 году, во время начала масштабных работ по укреплению полуострова Мангальсала и сооружению Даугавгривского УРа. Однако, по другим источникам, существуют упоминания о том, что постройка все же принадлежит к более ранним работам 1916 года, по укреплению Рижского фронта (см. карту Кекау-Тирельского УРа). Косвенно на это указывает и несколько странное расположение амбразур этой огневой точки, фронтом направленной на запад. Так или иначе, установить точное время возведения пока не представляется возможным. Время ее постройки приблизительно совпадает с окончанием работ по возведению железнодорожной насыпи, отрезающей старое устье Вецдаугавы. Очевидно, что с прокладкой железнодорожных путей, встала задача осуществления контроля за перешейком, соединяющим полуостров.
Южный ДОТ

Единственное и в своем роде уникальное, сооружение стационарной огневой точки, которое с некоторой натяжкой можно даже назвать ДОТом (в плане долговременности). Возведено это местное фортификационное чудо в 1928 году силами Инжинерно-Саперного батальона Латвийской армии, о чем над входом в каземат, красноречиво указывает соответствующая памятная надпись.

http://sh.uploads.ru/t/zUlmM.jpg
http://s5.uploads.ru/t/SLG1t.jpg
http://sd.uploads.ru/t/s8kgL.gif

ОТ №1

После торжественной сдачи в эксплуатацию, этого монументального огневого сооружения,  которое обошлось Латвийской казне в 3008,22 лата (кстати, стоящего у всех навиду, прямо напротив въезда в спецрайон позиции береговой артиллерии), ему присвоили код "№1", вероятно мечтая и о других, подобных огневых точках вдоль всего побережья Латвийской столицы, которые увы, так никогда и не были построены.

    Операция "Блеф"

Тем не менее, существует и другая, не менее интересная версия, озвученная мне в конце 90-х, бывшим офицером Латвийской армии, которая формулируется следующим образом.. - постройка этого ДОТа, была частью масштабной дезинформации, попросту блефом, направленным на преувеличение скромных огневых возможностей укрепрайона. Расчет делался на то, что противник, лишенный возможности получения достоверной информации, методами шпионажа, в силу секретности и особого статуса прибрежной территории, должен был поверить, в существование сильно укрепленной противодесантной линии, и как следствие, отказаться от штурма Риги со стороны Рижского залива. Позволю себе напомнить, что подобный тактический ход, был не нов, и уже однажды сработал в 1915 году, когда войска Кайзера, на основе данных авиаразведки, были вынуждены отказаться от морского десанта Риги, полагая что нарвутся на серьезное противодействие береговой артиллерии.

Вышеупомянутый ДОТ, имеет две пулеметные амбразуры и одно смотровое окно. Предназначение огневой точки - прикрытие фланга полуострова Мангальсала и.. вероятно, как я уже озвучил, дезинформация противника.

Вооружение ДОТа, составляли два трофейных пулемета Викерса (Vickers .303 Mk.I),установленных на оригинальной пехотной треноге. Расчет - 5 человек. Обзор, осуществлялся посредством перископа. Тамбур и оба входа, простреливались с трех направлений, что создавало серьезные трудности для безболезненного взятия позиции противником, в случае прорыва фронта или обходного маневра.

Тактическое расположение огневой точки, выбранное в развилке двух дорог, позволяет гарантировано контролировать единственный сухопутный въезд на полуостров, а так же подавляющее пространство прибрежной линии старицы Даугавы (реки Вецдаугава), на случай обходного маневра противника а так же, попытки форсирования реки.

    Наблюдательный пункт
http://sh.uploads.ru/t/H8VrE.jpg

Классический железобетонный обзорный пункт, служащий для наблюдения а так же для корректировки огня береговой артиллерии.

0

3

Батареи Мангальсалы (Рига. Латвия)

http://s9.uploads.ru/t/ZPbCS.gif
http://sh.uploads.ru/t/yVrgX.gif
http://s3.uploads.ru/t/ZKY4w.gif
http://s3.uploads.ru/t/IJNU2.gif
http://s5.uploads.ru/t/xYAN6.gif
http://sd.uploads.ru/t/UR6Zx.gif
http://s5.uploads.ru/t/a7iYf.gif
http://sd.uploads.ru/t/qlzaK.gif
http://s3.uploads.ru/t/bfYze.gif
http://sg.uploads.ru/t/O9Syf.gif
http://s3.uploads.ru/t/9VZTt.gif
http://sd.uploads.ru/t/jzTWs.gif
http://s8.uploads.ru/t/q60eB.gif
http://s7.uploads.ru/t/Y4SvC.gif
http://sh.uploads.ru/t/GrB2j.gif
http://s8.uploads.ru/t/wWTm7.gif
http://s8.uploads.ru/t/GuvKH.gif

0

4

С направлением стрельбы ДОТа №1 (Южный) малость попутали! Со спутника Bing Maps Bird's Eye дот хорошо виден, средняя амбразура смотрит на дамбу. На запад смотрит сквозник.

_radikal.ru/big/d5ucekriq6hyl

0

5

Насчет ДОТ №2 (Северный), то по приводимому здесь же Чертежу, амбразуры две и они перпендикулярны друг другу. Что имеем на карте? Угол много больше 90 градусов!

В целом очень интересно, спасибо за  информацию!

0

6

В блоге Сверепый ангел есть фотографии с Мангальсалы.Облазили там каждый уголок.

0


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Сообщества и группы. » Боевая история Латвии.По местам укреп районов.