Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Подводные лодки » Подводные лодки типа Акула


Подводные лодки типа Акула

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Подводные лодки проекта1 «Акула»
ТРПКСН проекта 941 «Акула»

http://s3.uploads.ru/t/ZVqG3.jpg

Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в т.ч. 52 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м
Силовая установка

    2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1] по 190 МВт каждый.
    2 турбины по 45000[2]-50000[3] л.с. каждая
    2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
    4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
    Резервные:
        2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
        Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм[4];
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.
Содержание

    1 История
    2 Конструкция
        2.1 Корпус
        2.2 Силовая установка
        2.3 Обитаемость
    3 Вооружение
    4 Сравнительная оценка
    5 Представители
    6 Утилизация
        6.1 ТК-202
        6.2 ТК-12
        6.3 ТК-13
    7 Современный статус
    8 Интересные факты
История

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции .

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза.Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:
« Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас.»

Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.
Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
http://s5.uploads.ru/t/XM6Ii.jpg
Якорь «Акулы» в Северодвинске

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире[11][18]. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз».[19][20], а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом»[20]. Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса[21].
Корпус
http://s5.uploads.ru/t/eIgbq.jpg
«Акула», вид с правой раковины

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева
« То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа. »

Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т . По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.
Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.
Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном“».
Вооружение

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.[29] Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд.  Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

    боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
    аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
    гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
    эхоледомер МГ-518 «Север»;
    радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
    навигационный комплекс «Симфония»;
    комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
    телевизионный комплекс МТК-100;
    две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Сравнительная оценка

http://s9.uploads.ru/t/2G9N8.jpg
«Акула» во льдах

У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок — «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» — подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США — в зоне действия мощных противолодочных сое­динений, к тому же им приходилось преодолевать противолодоч­ный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.

В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные РВСН. По оценке генерал-лейтенанта РВСН Льва Волкова:
проект 667БДРМ «Дельфин»
http://s5.uploads.ru/t/Ln8V9.jpg
тип «Огайо»
http://s5.uploads.ru/t/nfcvd.jpg

« Не имеет смысла вложение средств в стационарные пусковые установки РВСН. При достигнутой точности на ракетах США «Трайдент-II» и «МХ» наши ракеты поражаются одним блоком с вероятностью, близкой к единице. Это значит, что стационарные ПУ усиливают лишь потенциал упреждающего удара и не могут служить надежным средством сдерживания.»

После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.

3—4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Начальник оперативного Управления Северного флота В. Лебедько в 1982 году после перехода на ТК-208 так охарактеризовал «Акулу»[37]:
« Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-Пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны »

Цитата из новостного выпуска ЦКБ МТ «Рубин» по случаю 25-летия вступления в строй первого тяжёлого крейсера:
« Вступление в строй ВМФ СССР тяжёлых атомных подводных крейсеров стратегического назначения во многом предопределило завершение мирового политического противостояния и прекращение холодной войны на море.[38] »
ПЛ пр. 941 в сравнении с подводными лодками времён Второй мировой
http://s5.uploads.ru/t/vBAwP.png

                       941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ «Дельфин» «Вэнгард» «Триумфан» 955 «Борей»

Годы постройки 1976—1989 1976—1997 1981—1992 1986—2001 1989—2009 1996—2017 (план)
Годы службы       1981—2004 1981—н.в. 1984—н.в. 1993—н.в. 1997—н.в. 2013—н.в.
Построено      6 (1 в строю, 2 в резерве) 18 (14 в строю) 7 (5 в строю, 2 в ремонте) 4 4 3 (1 в строю, 10 планируется)
Водоизмещение (т)надводное
подводное
23 200
48 000 16 746
18 750 11 740
18 200
15 900 12 640
14 335 14 720
24 000
Число ракет 20 Р-39 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 или 20 «Булава»
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км)
2550         8250
2800         7400
11300 2800 · 8300
11547 2800 · 7400
11300 6000
1150        8000

Представители

Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).
Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй Текущий статус
ТК-208
«Дмитрий Донской» 711 17.06.1976 23.09.198 12.12.1981
26.07.2002 (после 12-летней модернизации) Модернизирован по проекту 941УМ. Используется для испытаний новой БРПЛ «Булава».
ТК-202 712 22.04.1978 (01.10.1980) 23.09.1982 (24.06.1982) 28.12.1983 В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США.
ТК-12
«Симбирск» 713 19.04.1980 17.12.1983 26.12.1984 15.01.1985(в состав СФ) В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы».Утилизирована.
ТК-13 724 23.02.1982 (05.01.1984) 30.04.1985 26.12.1985 (30.12.1985) 15.06.2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения.
ТК-17
«Архангельск» 725 24 февраля 1985 август 1986 6 ноября 1987 Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв, экипаж сокращен. Принято решение об утилизации.
ТК-20
«Северсталь» 727 6 января 1987 июль 1988 4 сентября 1989 Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Принято решение об утилизации.
ТК-210 728 - - - Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.

Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией.
Утилизация

В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты  для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Процесс утилизации проходил следующим образом: из двух реакторов выгружалось отработавшее ядерное топливо, затем демонтировалось оборудование. После этого лодка переводилась в сухой док, где из неё, вместе со смежными, вырезались объединённые в блок реакторные отсеки, которые затем герметизировались. После этого они спускались на воду и переводились в пункт длительного хранения в губе Сайда в Мурманской области. Водоизмещение блока — более 8000 тонн, для транспортировки он оборудовался буксирными и аварийными устройствами, а также сигнальными огнями.

Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.
ТК-202
ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией
http://s5.uploads.ru/t/NkCDO.jpg

В 1996 году крейсер выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1997 году планировалась перегрузка активных зон реакторов. В 1999 году отправлен в Северодвинск на утилизацию. В 2003 году выгружено отработавшее ядерное топливо. Трехмесячная выгрузка стала «горячим испытанием» для нового комплекса береговой базы выгрузки завода «Звёздочка». Ранее подобные операции проводили военные, и топливо с АПЛ сначала попадало на плавтехбазу класса «Малина». 2005 году — разрезан корпус и спущен на воду реакторный блок. 2 августа 2007 года реакторный блок двумя буксирами: «Евгений Егоров» и «Константин Коробцов», был отправлен в пункт длительного хранения, расположенный в губе Сайда.
ТК-12

В 1997 году корабль был исключён из состава ВМФ. В ноябре 2001 года исключёному из состава ВМФ крейсеру планировалось присвоить имя «Симбирск», планировалось взятие шефства администрацией города Ульяновска. В 2004 году с министерством обороны США заключён контракт на утилизацию ТК-12.

13 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы», предусматривающей содействие странам бывшего СССР в уничтожении оружия массового поражения по договору СНВ-1 и также известной как «инициатива Нанна — Лугара». В Северодвинске 23 августа состоялась официальная передача гражданскому экипажу Севмаша. Для выгрузки отработавшего топлива были восстановлены системы живучести корабля.

В апреле 2006 года начата, а 23 июня того же года успешно завершена выгрузка отработавшего ядерного топлива из обоих реакторов. 21 ноября 2006 года корабль был заведён в док-камеру ФГУАП «Звёздочка» для окончательной разделки.

30 августа 2007 года на судоверфи «Звёздочка», во время работ по разрезке корпуса в носовой части, произошло возгорание изоляции. По словам представителя пресс-службы: площадь возгорания составила 15 м². На тушение потребовалось 6 минут. Люди и техника не пострадали. Последствия происшествия были устранены в течение получаса. Возникновение было связано с технологическими особенностями: разделка ведётся огненной резкой, а полная очистка от изоляционных материалов в труднодоступных местах «нереальна».
ТК-13

В 1997 году крейсер выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году исключён из состава ВМФ. 15 июня 2007 года подписан контракт о утилизации на ФГУП «Звёздочка». 21 июля 2007 года крейсер прибыл на завод для утилизации. 4 июля 2008 года поставлен в док-камеру завода «Звёздочка» для утилизации.Утилизация проведена в рамках программы Глобального партнёрства, на средства США и Канады.
Современный статус

По состоянию на 2007 год один корабль проекта 941 (ТК-202) утилизирован. ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 выведены из боевого состава российского флота и находятся на утилизации.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:

    броски с погружаемого стенда в Балаклаве,
    броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки
    на следующем этапе — серия пусков с наземного стенда
    только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки — ее штатного носителя

Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объясняет принятое решение:
« Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун».»

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный для испытательных целей ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока ещё не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие — отметил Высоцкий.

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.

В мае 2013 года в прессе появились сообщения о грядущей скорой утилизации ТК-17 и ТК-20, ТК-208 останется в качестве опытового корабля.
Интересные факты
В. В. Путин на борту ТК-17
http://sh.uploads.ru/t/BS0OE.jpg

ТАКР «Адмирал Горшков»
http://s8.uploads.ru/t/FjKOh.jpg

    Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховикову за освоение уникального корабля в 1984 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Водоизмещение АПЛ проекта «Акула» больше, чем водоизмещение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».
    6 АПЛ проекта «Акула» занесены в Книгу Гиннесса как самые большие подводные корабли в мире.
    17 февраля 2004 года во время стратегических командно-штабных учений на борту АПЛ ТК-17 «Архангельск» присутствовал Владимир Путин. А 7 октября 2007 года офицеры с подводного крейсера ТК-17 «Архангельск» были приглашены на 55-летний юбилей В. Путина. Во время встречи он обратился к присутствующим:

« Сегодня у нас не подведение итогов, не совещание и даже не награждение, я встречаюсь сегодня с людьми, которых глубоко уважаю, уважаю за все, что сделали вы и ваши подчиненные для возвращения престижа армии.»

    В существующем проекте «Центра морской славы России» в Кронштадте одно из двух зданий задумано в виде атомной подводной лодки «Акула» в натуральную величину.
    Одна из записей в вахтенном журнале:

« Осенний воздух свеж и чист,

Кружит по небу желтый лист,
Укрыты синей дымкой дали,
По утру легкие морозцы стали.
Тиха природа, и повсюду благодать -
Все это хочется скорее увидать.
»

    На подводном крейсере «Дмитрий Донской» в обряде посвящения в подводники булава заменила традиционную кувалду.

0

2

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин»

РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин»
http://s5.uploads.ru/t/sBJMA.png
http://s5.uploads.ru/t/Vmrfq.jpg
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
2-го/3-го поколения
Обозначение проекта 667БДРМ «Дельфин»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО Delta-IV
Скорость (надводная) 14 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 … 400 м
Предельная глубина погружения 550 … 650 м
Автономность плавания 80 … 90 суток
Экипаж 135 … 140 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 11 740 т
Водоизмещение подводное 18 200 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,8 м
Силовая установка

    2 реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт,
    2 ППУ ОК-700А,
    2 ГТЗА-635,
    2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л.с. (44 100 кВт),
    2 турбогенератора ТГ-3000 по 3 000 кВт,
    2 дизельгенератора ДГ-460 по 460 кВт,
    2 ЭД экономического хода по 225 л.с.,
    2 гребных вала,
    2 пятилопастных гребных винта

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 4 носовых ТА калибра 533 мм
Боекомплект (торпед): 12
533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion»)
до 24 мин вместо части торпед.
Ракетное вооружение 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2 (класс. NATO — SS-N23-"Skiff")
ПВО 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева».
Содержание

    1 История проекта
    2 Конструкция
        2.1 Корпус
        2.2 Движители
    3 Вооружение
        3.1 Военное применение
        3.2 Мирное применение
    4 Представители
        4.1 Современное состояние
        4.2 Перспективы

История проекта

Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года.[1] Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».

Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 год было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — на капитальном ремонте, и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».
Конструкция

Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.
Корпус

По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению[2]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.
Движители

Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.
Вооружение
Основные статьи: Р-29РМ, Р-29РМУ2

Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными МБР.

Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.
Военное применение

Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный несколькими сотнями километров к северу от Петропавловска-Камчатского.

В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат». Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.[5] Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.

28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск».

20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер».
Мирное применение

С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.
Представители
Тактический номер Строительный номер закладка спуск на воду ввод в строй подписание приемного акта после среднего ремонта[9][10]
К-51 «Верхотурье» 379 23 февраля 1981 7 марта 1984 29 декабря 1984 25 декабря 1999
30 декабря 2012[11]
К-84 «Екатеринбург» 380 17 февраля 1982 17 марта 1985 30 декабря 1985 на восстановлении с 2011 по 2014[12]
К-64 (БС-64) 381 18 декабря 1982 2 февраля 1986 23 декабря 1986 на переоборудовании
К-114 «Тула» 382 22 февраля 1984 22 января 1987 30 октября 1987 12 января 2006
К-117 «Брянск» 383 20 апреля 1985 8 февраля 1988 30 сентября 1988 11 февраля 2008
К-18 «Карелия» 384 7 февраля 1986 2 февраля 1989 10 октября 1989 22 января 2010
К-407 «Новомосковск» 385 2 февраля 1987 28 февраля 1990 27 ноября 1990 27 июля 2012
Современное состояние

По состоянию на 2008 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Корабли предыдущего проекта, 667БДР «Кальмар», снимаются с вооружения, а из новейших подводных крейсеров проекта 955 «Борей» в состав флота вошел пока только головной — К-535 «Юрий Долгорукий».

БС-64 находится на переоборудовании. Остальные субмарины проходят или прошли средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск» уже прошли модернизацию. Еще одна АПЛ — «Верхотурье» — завершила ремонт и вернулась в строй 30 декабря 2012 года. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре и ремонтируется на Севмаше. Она вернётся в строй к 2014 году. Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Перспективы

Служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2011—2015 годов. Называются сроки службы до 2020 года.Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева».

В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025—2030 года.

В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин озвучил планы по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет[19], что соответствует началу вывода кораблей из состава флота в 2019 году.

0

3

Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
РПКСН проекта 955 «Борей»
http://sg.uploads.ru/t/aqTwF.jpg
http://s5.uploads.ru/t/MN6BX.png
http://s7.uploads.ru/t/9qKJf.jpg
http://s5.uploads.ru/t/fyr5C.jpg
http://s3.uploads.ru/t/w3Ouj.jpg

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор В. А. Здорнов
Классификация НАТО Borei class (Dolgorukiy class)
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Стоимость $713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублей
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 10 м
Силовая установка

    ОК-650В 190 МВт
    ПТУ с ГТЗА
    гребной вал
    водомётный движитель

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 ТА x 533 мм[5], торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30[6], БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16 (проект 955), 20 (проект 955А)

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН). По состоянию на 30 декабря 2012 года головной корабль — «Юрий Долгорукий» — вошёл в состав Северного флота, два корабля — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — спущены на воду,
«Князь Владимир» — находится в постройке.
http://s5.uploads.ru/t/tkWzQ.jpg

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году. В 2012 году по информации газеты «Коммерсантъ» план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году.
Содержание

    1 История создания
    2 Конструкция
        2.1 Корпус
        2.2 Силовая установка
    3 Постройка
    4 Представители
    5 Принятие на вооружение
   
История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. Длина АПЛ — 170 м.[1] Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн.[1] Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам ГАК в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США типа «Вирджиния».

Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.
Конструкция

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт БРПЛ под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 и была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования и в условиях распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката с Запорожского Сталелитейного Завода (Украина), возникло предложение произвести перепроектировку ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей»

Движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеет два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.
Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума.
Силовая установка

На лодке установлена ЯЭУ, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой ОК-650В мощностью 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.
Постройка
К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док

В настоящее время на северодвинском ОАО «Северное машиностроительное предприятие» (СМП) по государственному заказу строятся две подводные лодки этого класса: «Владимир Мономах» и «Князь Владимир».

Задержки в постройке кораблей серии связаны с недостаточным финансированием, а также с нехваткой квалифицированных производственных рабочих. Государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Всего планируется постройка десяти ракетоносцев. Первые три планируется ввести в состав Тихоокеанского флота. Военно-морские базы Тихоокеанского флота на Камчатке должны были быть готовы к приёму подлодок этого типа в 2009—2010 годах.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания..

Второй подводный крейсер «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года «Александр Невский» был спущен на воду. Срок сдачи — 2012 год.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2013 год.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. При этом количество ракетных шахт будет увеличено до 20. Официальная церемония закладки намечалась на 18 марта 2012 года, канун Дня подводника, но состоялась 30 июля 2012 года. На церемонии присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин.

Для пятой и шестой лодок на данный момент создается задел. Они будут названы «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов» соответственно. Ориентировочные сроки закладки июль и ноябрь 2013.
Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.
№ п/п Наименование Зав. № Закладка Спуск на воду Начало испытаний Передача ВМФ Статус
1 К-535 «Юрий Долгорукий» 201 2 ноября 1996 12 февраля 2008 19 июня 2009 10 января 2013 В строю
2 К-550 «Александр Невский» 202 19 марта 2004 13 декабря 2010 24 октября 2011     Ходовыe испытания
3 «Владимир Мономах» 203 19 марта 2006 30 декабря 2012 18 января 2013     Выведен из дока 18 января 2013 года
4 «Князь Владимир» 204 30 июля 2012         Строится, заложена согласно плану
5 «Александр Суворов»     Июль 2013         Создаётся задел
6 «Михаил Кутузов»    Ноябрь 2013         Создаётся задел
7     —         Принято решение о строительстве
8     —    
9     —    
10     —    
Принятие на вооружение

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

0

4

Советская подводная лодка «Акула»

http://s5.uploads.ru/t/ls4gE.jpg
23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка проекта «Акула», более известного ныне под названием «Тайфун».

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас. Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“. Аналогичная система — „Тайфун“ имеется и у нас».

И действительно, «Акула» стала нашим ответом американцам, которые в апреле 1979 года спустили на воду первую из лодок нового класса – «Огайо». Затем последовали «Мичиган», «Флорида», «Джорджия» и другие; всего до 1988 года было спущено на воду 10 таких лодок – огромных подводных крейсеров с габаритами: длина – 170 м, ширина – 12,8 м, высота – 10,8 м и с полным водоизмещением 18700 тонн. Но наш «Тайфун» не был просто еще одной лодкой очередного нового типа: он стал лишь одним из компонентов грандиозной программы под названием «Тайфун». Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Размеры нового корабля, который находится в строю и сейчас и с 7 октября 2002 года называется «Дмитрий Донской», превзошли не только размеры всех когда-либо строившихся надводных кораблей. Более того, они превзошли размеры тяжёлого авианесущего крейсера «Баку» (с 4 октября 1990 – «Адмирал Горшков», а с 4 декабря 2008 – «Викрамадитья»). Водоизмещение подводного крейсера «Тайфун» при полном его погружении составляет 27000 тонн, длина – 170 м, ширина – 25 м. На палубе «Тайфуна» может развернуться КАМаз. Высота от киля до верха ограждения рубки – 25 м, что соответствует семиэтажному дому, и, кстати, с высокими потолками. А при поднятых выдвижных устройствах уже вообще получается девятиэтажный дом. Такие размеры обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет, которыми планировалось вооружить лодку.

http://sg.uploads.ru/t/lVknN.jpg

Эти ракеты Р-39 (РСМ-52), известны у нас под названием «Гром», а на Западе – под обозначением «Rif».
По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента».
Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Ракета весит 84 тонны, имеет 16-метровую длину и 2,4-метровый диаметр. Для сравнения: на «Огайо» размещены 24 ракеты «Трайдент» с 14 боеголовками каждая, и это уже может разрушить 336 городов. То есть в самом-то главном – в вооружении – «Тайфуну» не удалось стать «самым-самым». А почему так получилось? А потому, что при соизмеримых с нашей ракетой габаритах (длина 13,4 м, а диаметр 2,1 м) «Трайдент» весит почти в 2 раза меньше – 59 т.
Поэтому для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки просто бы не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, а спуск её на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Программа предусматривала и невиданный ранее распорядок службы и эксплуатации подводных лодок. В Подмосковье, в городе Обнинске, строился по этой программе специальный учебный центр с жильем, детскими садами, школами, больницами. В нем, сменяя друг друга, должны были проходить подготовку по совершенно новой методике экипажи подводников. Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь три экипажа: два боевых – для несения боевой службы в море и один технический – для устранения неисправностей, межпоходового ремонта и подготовки к новому походу в базе. Режим работы экипажей должен был быть таким.

http://sh.uploads.ru/t/IYDxz.jpg
ТК-208 «Дмитрий Донской»
 
Первый боевой экипаж находится два-три месяца в море на боевом дежурстве, во время которого на борту неизбежно накапливаются какие-то неисправности. По приходе в базу корабль сдают техническому экипажу, а боевой – прямо на пирсе, с личными вещами, грузят в комфортабельные автобусы и отправляют в аэропорт – прямиком к специально заказанному самолету. Далее – полет по маршруту Мурманск – Москва, после чего, забрав свои семьи, все убывают в отпуск в разные концы страны. Тем временем второй боевой экипаж, загорелый, отдохнувший и уставший от семейного уюта, слетается вместе с семьями со всех концов страны в Подмосковье, в Обнинск. Здесь подводников – для освежения памяти и навыков – гоняют по всем тренажерам, они сдают зачеты и, подтвердив, наконец, свою высокую боеспособность, летят с вещами обратным спецрейсом Москва – Мурманск. Затем экипаж едет обратным рапу своего крейсера, уже полностью готового к новому боевому походу. Принимают у технического экипажа лодку, убирают трап, и корабль уходит на боевую службу, управляемый вторым боевым экипажем. Точно таким же образом весь процесс повторяется снова и снова. Средняя глубина Северного Ледовитого океана составляет 1225 м, максимальная – 5527 м, но значительная часть его дна – материковые отмели, где глубины сравнительно невелики. «Тайфун» рассчитан именно на эти глубины в несколько сот метров, и практически в любом районе холодного океана найдется для него такое укромное местечко, чтобы можно было лечь на грунт и затаиться.
Движение ракетоносца обеспечивали два реактора ОК-650ВВ мощностью по 360 МВт каждый. В качестве ядерного топлива используется высокообогащённая по 235-у изотопу двуокись урана. Мощности таких реакторов вполне хватило бы для освещения города-героя Мурманска с его немногочисленными пригородами. На лодке же эта мощность расходуется на вращение двух паровых турбин, которые крутят два шестилопастных гребных винта диаметром в три человеческих роста.
Внешние обводы лодки напоминают приплюснутый хлебный батон, но это только форма внешнего тонкого и легкого корпуса. Его назначение – снизить сопротивление при движении под водой. Внутри него располагается прочный корпус с размещенными в нем машинами, механизмами и живущими среди них людьми. Этот внутренний прочный корпус «Тайфуна» уникален: такого еще никто и никогда не делал. Он состоит из двух параллельно расположенных сигарообразных цилиндров диаметром по 10 метров каждый с тремя переходами через промежуточные отсеки: в носу, в центре и в корме. Таким образом, получается, что в одном общем легком корпусе размещены как бы две лодки. Их обычно именуют «левый борт» и «правый борт», подразумевая при этом левую и правую цилиндрическую сигару целиком. В этих прочных бортах все дублировано: реакторы, турбины, все механизмы и даже каюты, так что в ракетоносце всего имеется по два. И если в одной половине все откажет, то другая позволит полностью выполнить боевую задачу и вернуться в базу.
Чтобы различать правый и левый борта, принято нумеровать все, что находится слева четными числами, а все, что справа, – нечетными. Кстати говоря, и всех специалистов в команде тоже имеется точно по паре, и называют их специалистами правого и левого бортов. Между легким внешним и прочным внутренним корпусами остается довольно большое пространство, где размещены цистерны погружения, всякие емкости и вообще все то, что можно не защищать от высокого давления и действия морской воды. И контейнеры с ракетами тоже размещены у «Тайфуна» в этом пространстве: между бортами – в передней части лодки, перед рубкой. Кстати, это единственная из ракетных лодок, у которой ракеты расположены впереди рубки.
Другие лодки как бы «тащат» ракеты за собой, а «Тайфун» свои ракеты «толкает» впереди себя. При погружении все пространство между бортами заполняется забортной водой, и всю эту массу воды лодка разгоняет и тащит вместе с собой. Вода составляет общую движущуюся массу, которая определяет инерцию лодки, а следовательно, и ее маневренность.
Основной внешний враг подводных лодок – это шум. Он демаскирует лодку, что для подводного ракетоносца вообще вопрос жизни и смерти. Оказалось, что в «Тайфуне» взаимодействие между простым легким и сложным прочным корпусами позволило достичь невиданно низкого уровня шума. Получился у «Тайфуна» и еще один – уж совсем неожиданный – результат. Говорят, однажды где-то в районе Шпицбергена самка синего кита приняла наш крейсер за кита-самца и в течение нескольких часов кружила вокруг, видимо, пытаясь с ним спариться. Она издавала рев, переходящий в свист, и акустикам даже удалось записать эту любовную серенаду на магнитную ленту. Рассказывают также, что и касатки трутся иногда о корпус корабля и трещат и свистят при этом, как птички, на весь океан. За кого они принимают крейсер, до конца не ясно, но явно за кого-то своего. И уж во всяком случае очевидно, что шумовые характеристики «Тайфуна» морских обитателей не отпугивают, а даже наоборот. Достижение весьма любопытное, хотя вряд ли запланированное заранее.
Каждая ракет Р-39 была способна поразить цель на расстоянии до 9000 км: это значит, что с Северного полюса можно было попасть в объект, расположенный у самого экватора. А уж до Америки-то этого хватало и подавно – поэтому и появилась у подводных лодок возможность не уходить далеко от своих северных баз. Это и удобно, и безопасно. На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину. «Акулы» были грозным противником, и на Западе их боялись просто панически. Поэтому вскоре после развала Союза под давлением новоявленных «партнёров» было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были. Сегодня лишь «Дмитрий Донской» продолжает нести службу – его переделали под носитель неопасных для нашего врага ракет «Булава». Два же других неутилизированных подводных крейсера – ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» – пребывают в ожидании решения на утилизацию или на переделку под «Булаву».

http://s8.uploads.ru/t/64gd8.jpg
ТК-13 перед утилизацией

0


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Подводные лодки » Подводные лодки типа Акула