Т-34-76

http://s5.uploads.ru/t/dScxu.jpg
лучший танк второй мировой

Т-34, принятый на вооружение 19 декабря 1939 года, стал самым лучшим танком второй мировой войны. Его появление на фронте повергло в шок танкистов противника, и все дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены прежде всего на борьбу с Т-34.

Если сравнивать  Т-34 с его главным антагонистом Pz.Kpfw.IV, приняв показатели Pz.Kpfw.IV за 100%, то к началу войны советский танк имел абсолютное превосходство над Pz.Kpfw.IV в защите – коэффициент 219,3%, значительное преимущество в подвижности – коэффициент 136,1 и весьма существенное в огневой мощи – 121,4.
Уже первые бои в Испании показали, что танки БТ при всех своих выдающихся характеристиках весьма уязвимы от огня противотанковых пушек. Поэтому 13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна  были выданы тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20. В соответствии с этим техзаданием конструкторское бюро Харьковского завода, возглавляемое Михаилом Ильичом Кошкиным, начало разрабатывать колесно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием и дизельным двигателем.

В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета танка БТ-20 комиссией АБТУ РККА под председательством Я. Л. Сквировского было принято решение об изготовлении трёх танков (один колёсно-гусеничный и два гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом (впоследствии А-32). Таким образом, дальнейшая работа в КБ-24 над проектом гусенично-колёсного танка БТ-20 была прекращена, а все усилия конструкторов были направлены на разработку двух новых танков – А-20 и А-32.

МашинаА-20ненамного превосходившая по своим боевым характеристикам БТ, все же обладала двумя преимуществами: дизельным двигателем и повышенной снарядостойкостью за счет расположенных, под большими углами броневых листов корпуса. Поскольку масса А-20 была выше, чем у БТ, танк имел и три пары ведущих колес. Машина поворачивалась по танковому типу: ведущие колеса  притормаживались с той стороны, в которую поворачивал танк.

http://s5.uploads.ru/t/oaLXY.gif
Создатель Т-34 Михаил Ильич Кошкин

http://sh.uploads.ru/t/LahBf.jpg

Быстроходный дизель-мотор В-2 был разработан харьковскими конструкторами К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом, И. С. Бером. Он оказался первым в истории специально сконструированным танковым дизелем большой мощности. Двигатель обладал рядом преимуществ: высокой экономичностью по сравнению с карбюраторным, легче переносил перегрузки. К тому же использование дизельного топлива снижало вероятность пожара.

Работая над А-20, Кошкин и его коллеги убедились в том, что колесно-гусеничный движитель становится громоздким и ненадежным, когда масса танка достаточно велика (а такое неизбежно при увеличении толщины брони). По мнению конструкторов, будущий; массовый танк с противоснарядным бронированием должен быть чисто гусеничным. Тогда по инициативе Кошкина разрабатывается другая машина – Т-32. Масса ее – 19 т – оказалась всего на тонну больше, чем у А-20 зато на машине установили 76-мм пушку длиною 30 калибров и толщину лобовой брони увеличили до 30 мм.
Оба танка испытывались одновременно летом и осенью 1938 года. Комиссия, принимавшая машины, положительно отозвалась о работе харьковчан. Было отмечено, что и А-20 и Т-32 пригодны для вооружения Красной Армии. Однако отзыв отзывом, а испытания показали, что Т-32 имеет большой запас надежности, из-за этого массу машины можно увеличить на несколько тонн. М. И. Кошкин решил использовать появившуюся возможность для усиления бронирования лобовых частей до 45 мм, а бортовых – до 40 мм. Таким этот танк – под обозначением Т-34 – и был по постановлению Народного Комиссара Обороны 19 декабря 1939 года принят на вооружение армии.

http://s8.uploads.ru/t/DugzZ.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ZKtU2.jpg

В феврале – марте 1940 года два опытных образца Т-34 совершили испытательный пробег из Харькова в Москву и обратно. В тяжелых условиях многоснежной зимы главный конструктор (тогда уже тяжелобольной) сам не раз брался за рычаги управления. Болезнь прогрессировала, и 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Государственная премия СССР первой степени за создание танка Т-34 была присуждена ему уже посмертно.

http://s3.uploads.ru/t/xYP76.jpg
Т-34 1940 года выпуска с пушкой Л-11

В июле 1940 года начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт (у первых образцов – 0,6 кг/см2) – вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

http://s3.uploads.ru/t/MdkW5.jpg

Компоновка Т-34 1940 года выпуска с пушкой Л-11:
1 – пушка Л-11; 2 – люк для вентиляции, 3 – смотровой прибор кругового обзора; 4 – рым; 5 – заглушка отверстия для стрельбы из револьвера; 6 – двигатель; 7 – воздухоочиститель; 8 – главный фрикцион; 9 -стартер; 10 – бортовой фрикцион; 11 – коробка передач; 12 – подмоторная рама; 13 – аккумуляторы; 14 – моторная перегородка; 15 – вертикальные кассеты со снарядами; 16 – сиденье командира; 17 – укладка снарядов на правой стенке боевого отделения; 18 – сиденье механика-водителя; 19 - рычаги управления; 20 – педаль главного фрикциона; 21 – баллоны со сжатым воздухом; 22 – буксирная серьга: 23 – радиостанция; 24 – зеркальные приборы наблюдения механика-водителя.

Корпус танка Т-34 образца 1939 года сваривался из броневых катаных листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Верхний и нижний лобовые листы толщиной 45 мм располагались под углом 60°, Верхняя часть борта имела скос в 45°, нижняя – вертикальная. Угол наклона кормовых листов – 45°. Броня бортов и кормы составляла 45 мм, крыши корпуса – 20 мм, днища  –  15 мм. Люк механика-водителя находился на лобовом листе корпуса, В верхней части крышки люка был смонтирован центральный смотровой прибор водителя. Боковые смотровые приборы водителя устанавливались в лобовом листе корпуса слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка имелась амбразура для установки курсового пулемета ДТ, закрытая броневым колпаком. Верхний кормовой лист корпуса был съемный и крепился болтами к бортовым листам. В нем был прямоугольный люк для доступа к агрегатам в кормовой части трансмиссионного отделения и два овальных отверстия под выхлопные трубы. Снаружи эти отверстия защищались броневыми колпаками. Передняя часть крыши корпуса (над боевым отделением) приваривалась к лобовому и бортовым листам. Задняя часть над моторно-трансмиссионным отделением – съемная, крепилась болтами к бортовым листам и перегородкам, снабжалась броневыми люками для доступа к двигателю и жалюзи.

http://sg.uploads.ru/t/EFW8H.jpg

До 1942 года Т-34 имел один башенный люком

Сварная башня Т-34 первоначально была овальной формы. Впоследствии выпускались и шестигранные башни. Лоб и борта защищались 45-мм броней, корма – 40-мм, крыша башни – 16-мм. Задний лист ниши башни (дверца) крепился на болтах; в нем также было отверстие для стрельбы из револьвера. В задней части крышки находился люк для входа и выхода экипажа. В крышке люка устанавливался смотровой прибор кругового обзора, а в передней части крыши  –  перископический прицел ПТ-6 и колпак вентилятора. На части танков устанавливались литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. Задний съемный лист ниши остался таким же, как и в сварной башне. Пушка Л-11 (позднее – Ф-34) была спарена с пулеметом ДТ. Для стрельбы прямой наводкой на танке предназначался телескопический прицел ТОД-6. Угол возвышения пушки достигал +30°, угол снижения составлял –5°. Боекомплект пушки насчитывал 77 выстрелов. Танки с радиостанцией снаряжались 46 пулеметными дисками (2898 патронов), на танках без радиостанций их было 75 (4725 патронов).

http://s8.uploads.ru/t/W8wKS.jpg
С 1942 года Т-34 выпускался с двумя башенными люками. Танки с открытыми люками напоминали немцам уши Микки Мауса, и танки этой модификации получили у них прозвище Микки.

Поворотный механизм башни имел ручной и электрический приводы, подъемный механизм пушки – секторного типа с ручным приводом. Двигатель В-2, закрепленный на подмоторной раме, и силовая передача находились в кормовой части танка. Двигатель эксплуатационной мощностью 400 л. с. при 1700 об/мин позволял танку развивать скорость 47 км/ч. Запас хода по топливу достигал 300 км. Подвеска танка  –  индивидуальная пружинная. Пружины подвески, за исключением первых катков, размещались наклонно в специальных шахтах, приваренных к бортам корпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами. В ходовую часть входили по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра (830 мм) на борт. Направляющие колеса также обрезинивались.

Ведущие колеса насаживались на шлицы ведомых валов бортовых передач. Зацепление  –  гребневое, с помощью роликов. Мелкозвенчатая гусеничная цепь собиралась из 74 траков (37 плоских и 37 гребневых) шириной 550 мм. С наружной стороны на траках имелись шпоры-грунтозацепы. Запасные траки крепились на надгусеничных полках в кормовой части. Радиостанции 71-ТК-З устанавливались не на всех танках, а только на командирских. Ввод антенны  –  на правом борту корпуса, в передней части.
В ходе войны тридцатьчетверка постоянно улучшалась и совершенствовалась. Со второй половины 1941 года ее начали оснащать более мощной 76-мм пушкой образца 1940 года. Бронебойный снаряд этого орудия (длина ствола 41 калибр) весом в 6,3 кг обладал начальной скоростью 662 м/с и пробивал под прямым углом с 500 и 1000 м соответственно броню толщиной 69 и 61 мм.
Среди других усовершенствований танк обрёл новую гусеницу с развитыми траками, литые башни, на всех машинах устанавливались приемопередающие радиостанции (вначале ими обладали только командирские). Детали корпуса сваривали автоматически. Применялась внутренняя амортизация опорных катков. Зимой 1942/43 года на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а машины выпуска 1943 года имели пятискоростную коробку передач, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них устанавливалась и командирская башенка для улучшения наблюдения. Со временем на Т-34 улучшили использование мощности двигателя и увеличили межремонтный пробег машины.

http://sg.uploads.ru/t/JWOae.jpg
http://s5.uploads.ru/t/p42RO.jpg
Т-34-76 производства СТЗ с необрезиненными литыми катками
http://sd.uploads.ru/t/FW4nk.jpg
Т-34-76 1942 года выпуска со штампованными катками
http://s7.uploads.ru/t/twIqz.jpg
Т-34-76 1943 года выпуска