Наш ответ американскому Экскалибуру
Управляемые снаряды для ствольной артиллерии появились давно. Наводящиеся на цель с помощью лазерного луча «Копперхэды» и «Краснополи» используются уже более 20 лет. Однако технология не стоит на месте, и развитие спутниковых систем навигации привело к появлению нового поколения управляемых снарядов - наводящихся по сигналам подобных систем. Первым таким боеприпасом, запущенным в производство, стал американский снаряд M982 Excalibur, получивший имя в честь легендарного меча короля Артура.
В отличие от снарядов, управляемых по лучу лазера, он не зависит от погодных условий и не требует внешней подсветки цели, что обеспечивает возможность оперативного поражения точечных мишеней с заранее известными координатами. Круговое вероятное отклонение «Экскалибура» составляет 10 метров (против 200-300 у обычных неуправляемых снарядов), что резко уменьшает количество боеприпасов, необходимых для поражения цели. Единственным недостатком является высокая цена нового снаряда, превышающая 100 тысяч долларов.
"Российские миротворцы имеют полное право сбивать грузинские самолёты над Абхазией"Испытания нового боеприпаса завершились в прошлом году. Помимо армии США, иметь в арсеналах новый снаряд захотели канадские, шведские и - недавно - австралийские военные.
Как и всякая монополия в военном деле, монополия США и их союзников на снаряд нового типа продлилась недолго. Нарушителем спокойствия стало московское конструкторское бюро «Компас», в рамках программы «Динамика» разработавшее новую систему наведения для артиллерийских боеприпасов. Также как и «Экскалибур», новый российский снаряд наводится на цель с помощью сигналов спутниковой навигационной системы, причем, могут использоваться обе существующие в настоящее время системы, как GPS, так и ГЛОНАСС.
По сравнению с американским снарядом, создаваемый российский боеприпас имеет важное преимущество - «Экскалибур», чтобы принять сигнал от навигационной системы, должен погасить вращение. Российскому снаряду этого делать не нужно, что упрощает систему управления и удешевляет боеприпас.
Круговое вероятное отклонение российских «ГЛОНАСС-снарядов» калибром 152-203 миллиметра, также как у американских соперников не будет превышать 10 метров. Для повышения точности и возможности поражения наземных целей, кроме приемника сигналов системы спутниковой навигации, снаряды могут также оснащаться лазерными головками самонаведения, которые в сочетании со спутниковым наведением позволят поражать цели с точностью до 1-2 метров без предварительной пристрелки. Такие характеристики обеспечат внезапное поражение высокозащищенных целей с минимальным расходом боеприпасов, что ценно в любом возможном военном конфликте - будь то локальный конфликт с контрпартизанскими действиями, или полноценная война с крупной регулярной армией.
Работы по программе «Динамика», как сообщают представители МКБ «Компас», планируется завершить к 2011 году. Затормозить принятие снаряда на вооружение могут только проблемы с развертыванием системы ГЛОНАСС, которое уже отстает от заданного графика.
Значение ГЛОНАСС, само по себе очень большое, постоянно возрастает учитывая все большее количество связанных с ней военных и гражданских разработок. Так, только тот же «Компас», помимо «Динамики» имеет в активе ряд систем, предназначенных для использования во взаимосвязи с ГЛОНАСС - от системы посадки, обеспечивающей эксплуатацию палубных вертолетов ночью и в шторм, до переносных и автомобильных навигаторов для гражданского потребления. Большая часть этой техники, созданной на отечественной элементной базе, должна появиться на рынке в ближайшее время, и от развертывания российской системы спутниковой навигации зависят, таким образом, многие другие наукоемкие программы.
Еще одной проблемой являются частые организационные перетряски в системе управления гособоронзаказом, каждая из которых, по мнению разработчиков и производителей вооружения, военной техники и комплектующих, тормозит работу на несколько месяцев. Стабильность управления и прозрачность правил в этой сфере также называется среди главных факторов успеха любых высокотехнологичных разработок. В противном случае бессистемность и отсутствие единого понимания задач может похоронить любые планы.