Саргонские Коты-Sargon Cat

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Гражданский флот » Атомоходы


Атомоходы

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Атомоход

Атомохо́д (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные (авианосцы, подводные лодки, крейсеры, фрегаты). Первый в мире гражданский атомоход — ледокол «Ленин» (1959).
Содержание

    1 Ядерная судовая энергетическая установка
    2 Гражданские суда с ядерной силовой установкой
   
Ядерная судовая энергетическая установка

Ядерная судовая энергетическая установка — совокупность устройств для получения тепловой, электрической или механической энергии в ходе управляемой ядерной реакции, осуществляемой в ядерном реакторе. Корабельные (судовые) ядерные энергетические установки, а также плавучая атомная электростанция, наряду с одним или несколькими реакторами включают такие элементы, как парогенераторы, паровые турбины, приводимые ими в действие электрические генераторы, а также трубопроводы, насосы и другое вспомогательное оборудование.

Безопасность обслуживающего персонала обеспечивается применением биологической защиты и систем контроля за режимом работы ядерного реактора.
Гражданские суда с ядерной силовой установкой

   Севморпуть (лихтеровоз)

Ленин (атомный ледокол)

«Ленин»
http://uploads.ru/t/s/0/v/s0vc8.jpg
Основная информация
Тип Ледокол
Государство Флаг СССР
Порт приписки Мурманск
Спущено на воду 5 декабря 1957
Выведено из состава флота 1989
Современный статус Законсервирован, превращён в музей
Параметры
Длина 134,0 м
Ширина 27,6 м
Высота 16,1 м
Средняя осадка 10,5 м
Водоизмещение 16 тыс. тонн (без балласта)
Технические данные
Силовая установка 2 атомных реактора, 4 турбины
Мощность 32,4 МВт (44 тыс. л. с.)
Скорость 18 узлов (33,3 км/ч)
Экипаж 243

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
http://uploads.ru/t/G/j/b/Gjb0u.gif
Содержание

    1 Постройка
    2 Конструкция
    3 Эксплуатация
    4 Аварии
    Постройка
Памятник ледоколу "Ленин" в мемориале "Покорителям Арктики" в Мурманске
http://uploads.ru/t/Z/1/G/Z1Gjx.jpg

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Судно было заложено в 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева.

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Конструкция

Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.
Эксплуатация

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.
Ледокол «Ленин» на почтовом конверте и марке.
http://uploads.ru/t/e/k/g/ekgPT.jpg

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
    Почтовая марка СССР, 1958 год
http://uploads.ru/t/f/l/2/fl2tH.jpg
    Почтовая марка России, 2009 год
http://uploads.ru/t/C/X/J/CXJ5Z.jpg

  Аварии

На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.

Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.
http://uploads.ru/t/E/Z/H/EZHBv.jpg

0

2

На вечный прикол

Атомный ледокол "Ленин" превратится в музей
http://uploads.ru/t/k/z/w/kzwd8.jpg

В Мурманске занял свое место на вечной стоянке атомный ледокол "Ленин" - первое в мире судно с ядерной силовой установкой, ставшее настоящей легендой ХХ века. Родившийся в эпоху технологического и военного соревнования между СССР и США атомоход избежал судьбы простой пропагандистской "игрушки" в руках политиков и демагогов. Создателям ледокола удалось счастливо соединить трудно совместимые вещи. С одной стороны, "Ленин" был мощнейшим идеологическим проектом, призванным продемонстрировать превосходство системы социализма. С другой - сугубо гражданским судном, олицетворявшим собой мирный труд советских людей. И в то же время - эффективным экономическим проектом, что не часто случалось в плановой экономике СССР.

Теперь на ледоколе, который прослужил в северных широтах 30 лет и провел через льды 3741 транспортное судно, откроются музей Арктики и освоения Северного морского пути, первоклассная гостиница, ресторан, спортивно-оздоровительный комплекс, конференц-зал и бизнес-центр. Начало его "второй жизни" запланировано на 3 декабря 2009 года, когда будет отмечаться 50-летие отечественного атомного ледокольного флота. Именно в этот день далекого 1959 года атомный ледокол "Ленин", успешно пройдя государственные испытания, был принят в состав флота.

Правильный ход

Решение о создании атомного ледокола для обслуживания Северного морского пути было принято правительством СССР в 1953 году. Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро. Дело в том, что проводка судов через льды требовала чрезвычайно большого расхода горючего. Топливо составляло примерно треть веса дизельных ледоколов. И необходимость регулярно заправлять судно существенно снижала эффективность эксплуатации ледоколов. Атомоход был лишен этих недостатков, он мог находиться в плавании сколь угодно долго.

Новый ледокол был заложен в 1956 году на заводе имени Марти в Ленинграде. Несмотря на то, что в ходе постройки пришлось применить множество новаторских решений и преодолеть огромное количество технических и технологических трудностей (достаточно сказать, что для корпуса была изобретена специальная сталь), судно было спущено на воду уже 5 декабря 1957 года. К тому времени завод назывался Адмиралтейским, а ледокол получил имя "Ленин". В начале 1959 года начались ходовые испытания.

По ту сторону экрана

Кадры хроники и архивы прессы сохранили только официальную картину событий того времени. У многих людей плоды технического прогресса вызывали и недоверие, и опасения. Причем, не только у обывателей. После того, как ледокол покинул Адмиралтейский завод и вышел в Неву, власти Ленинграда потребовали гарантий того, что в городе не случится ядерный взрыв. По городу распространялись слухи о том, что "Ленин" буквально светится от радиации. Служивших на нем моряков многие воспринимали как смертников. Известны случаи, когда молодых ребят чуть ли не силой заставляли идти в команду атомного ледокола: в ход шли и задушевные беседы для убеждения и громкие обвинения на комсомольских и партийных собраниях.

С опаской восприняли известие о выходе в море атомохода и страны НАТО. Во время всего пути от Ленинграда до Мурманска вокруг Скандинавии "Ленина" сопровождали натовские самолеты и корабли. К ледоколу подходили катера, которые брали пробы забортной воды и воздуха. Все хотели убедиться в том, что судно не представляет радиационной опасности и не сбрасывает в океан радиоактивные отходы. Как оказалось, все опасения были напрасны. Даже в соседних с реакторным отсеком каютах радиационный фон был в норме. Правда, команда предпочитала селить в них ученых-физиков.

Фотогалерея
Российские атомные ледоколы

Согласно официальной версии, которая воспроизводится многими СМИ и сейчас, атомоход прослужил без серьезных аварий. Замена реакторов, которая происходила дважды, была вызвана тем, что установленные при постройке ледокола энергетические установки (три реактора ОК-150) были во многом еще экспериментальными образцами. Однако экологи придерживаются другого мнения. Экологическое объединение "Белонна" в 2001 году опубликовало доклад "Атомная Арктика: проблемы и решения", в котором говорится, что на "Ленине" произошли как минимум две серьезные аварии, связанные с повреждением реактора: в 1965 и 1967 годах.

Аварии совпали по времени с необходимостью модернизации реакторов. Контейнер с радиоактивными отходами затопили у Новой Земли. Там же был затоплен и реактор атомохода. Причем сделано это было весьма необычным способом. В корпусе судна были сделаны необходимые разрезы, после чего его отбуксировали к Новой Земле. Там перемычки, на которых держался реакторный отсек, обложили кумулятивными зарядами. В результате взрыва отсек отделился от атомохода и затонул. По воспоминаниям очевидцев, ледокол сначала подпрыгнул, освободившись от тяжелого груза, а затем отсек бурно заполнился водой. Проект судна предусматривал, что оно останется на плаву даже в случае затопления двух самых больших отсеков. Огромный реакторный блок лежит на дне на глубине 40-50 метров. Случаи затопления отслуживших реакторов, в том числе с подводных лодок, были в советское время далеко не единичны. Ученые до сих пор спорят об опасности, которую могут представлять эти конструкции.

Наследники

Ледокол
Ледокол "Арктика". Фото с сайта msco.ru
Следующий атомный ледокол в СССР построили только в 1975 году. Им стал атомоход "Арктика", положивший начало целой серии судов этого класса. В 1977 году "Арктика" стала первым надводным кораблем мира, достигшим Северного полюса. В том же году начал осуществлять проводки атомоход "Сибирь". Оба судна уже не работают. Ледокол "Сибирь" в 1993 году был выведен из эксплуатации и сейчас ожидает утилизации. Ледокол "Арктика", который уже давно выработал свой ресурс, формально еще числится в строю, однако из него уже выгружено ядерное топливо и фактически судно также выбыло из строя.

Однотипные с "Арктикой" суда "Россия" (1985) и "Советский Союз" (1990) еще работают, хотя для этого им пришлось пройти через технические процедуры продления ресурса. В строю находятся также два "свежих" атомных ледокола этой серии - "Ямал" (1993) и "50-лет Победы" (спущен на воду в 1993 году, начало эксплуатации - 2007). Кроме ледоколов типа "Арктика", которые имеют по два реактора, "Атомфлот" эксплуатирует еще два однореакторных ледокола "Таймыр" (1989) и "Вайгач" (1990), низкая осадка которых позволяет им заходить в устья рек. Особняком стоит атомный лихтеровоз "Севморпуть" (1988) - грузовое судно ледового класса, которое может преодолевать льды толщиной до одного метра.

Бесперебойное функционирование Северного морского пути имеет огромное значение для многих российских регионов. И ледоколы призваны обеспечить его жизнеспособность. А для этого, как заявил порталу Promurman.ru главный инженер "Атомфлота" Мустафа Кашка, России уже в ближайшие годы необходимо запустить в серию атомные ледоколы нового поколения. Иначе к 2020 году почти все имеющиеся атомоходы окончательно выработают свой ресурс и в составе "Атомфлота" останется только один атомный ледокол - "50 лет Победы". То, что на сегодняшний день он является самым мощным в мире, конечно, замечательно. Только вряд ли мы будем им так же гордиться, как гордились когда-то единственным "Лениным".
http://uploads.ru/t/7/F/w/7FwML.jpg

0

3

Арктика (атомный ледокол)

«Арктика»
http://uploads.ru/t/J/y/I/JyIH0.jpg
Атомный ледокол «Арктика»
Основная информация
Тип Ледокол
Государство http://uploads.ru/t/0/1/d/01dpS.png
http://uploads.ru/t/k/M/y/kMyXe.png

Порт приписки Мурманск
Класс КМ(*) ЛЛ2[2] А
Номер ИМО 7429061
Позывной UCKH
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь Балтийский завод, Санкт-Петербург
Спущено на воду 26 декабря 1972 года
Введено в эксплуатацию 25 апреля 1975 года
Современный статус Выведен из эксплуатации в августе 2008 г.
Параметры
Длина 147,9 метров
Ширина 29,9 метров
Средняя осадка 11 метров
Водоизмещение 23460 тонн
Технические данные
Винты 3, фиксированного шага
Мощность 75 000 лошадиных сил
Скорость 20,8 узлов (38,5 км/ч)
Автономность плавания 7,5 месяцев
Экипаж 150 человек
У этого термина существуют и другие значения, см. Арктика (значения).
У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения).
Ледокол «Арктика» в Карском море, 1980 год.
http://uploads.ru/t/0/h/1/0h1e7.jpg

А́томный ледоко́л «А́рктика» — второй в мире атомный ледокол, первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании.
Содержание

    1 Ледоколы типа «Арктика»
    2 История
        2.1 Строительство
        2.2 «Леонид Брежнев»
        2.3 Ледоколы типа «Арктика»
        2.4 Капитаны ледокола «Арктика»
    3 Службы ледокола
        3.1 Штурманский состав и палубная команда
        3.2 Атомно-механическая служба
        3.3 Элетромеханическая служба
        3.4 Служба радиационной безопасности (РБ)
        3.5 Служба контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА)
        3.6 Радиослужба
        3.7 Служба воздушной разведки
        3.8 Медицинская служба
        3.9 Служба быта
    4 Отдельные походы ледокола
        4.1 Поход на Северный полюс 1977 года
        4.2 Российско-Германская высокополярная арктическая экспедиция 1998 года
        4.3 Проводка экспедиции СП-33
        4.4 Последний рейс
   
Ледоколы типа «Арктика»

История
Строительство

Атомный ледокол «Арктика» (головной корабль серии проекта 10520) заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний — 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года.
«Леонид Брежнев»

10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев. Согласно постановлению ЦК КПСС было решено увековечить память Л. И. Брежнева. Есть версия, что из-за опечатки в постановлении имя было присвоено не строящемуся ледоколу, а действующему, и в период с 1982 года и до 1986 года ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев», вместо строящегося ледокола, который впоследствии был назван «Советский Союз».
Ледоколы типа «Арктика»

Позднее на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977)[4], «Россия» (1985), «Советский Союз» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (1993). Все эти ледоколы относятся к ледоколам типа «Арктика».
Капитаны ледокола «Арктика»
http://uploads.ru/t/e/w/D/ewDN0.jpg

    Кучиев, Юрий Сергеевич (с 1971 по 1980 года)
    Голохвастов, Василий Александрович (с 1980 по 19хх года)
    Ламехов, Анатолий Алексеевич (с 19xx по 19хх года)
    Улитин, Григорий Алексеевич (с 19xx по хххх года)
    Баринов, Александр Николаевич (с xxxx по настоящее время)
    Арутюнян, Владимир Грачавич (с xxxx по настоящее время)http://uploads.ru/t/o/j/i/ojilN.jpg
http://uploads.ru/t/6/K/I/6KIt8.jpg
http://uploads.ru/t/p/K/G/pKGsx.jpg

0

4

Сибирь (атомный ледокол)

«Сибирь»
Иллюстрация
Ледокол "Сибирь", фото 1987 г.
http://uploads.ru/t/D/T/9/DT9fR.jpg
Основная информация
Тип Ледокол
Государство http://uploads.ru/t/f/9/p/f9pO3.png
http://uploads.ru/t/M/A/k/MAk3t.png
Порт приписки Мурманск
Класс КМ(*) ЛЛ2[2] А
Ледовый класс Атомный ледокол
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь ОАО Балтийский завод
Введено в эксплуатацию 28 декабря 1977 года
Выведено из состава флота 1992
Современный статус Выведен из эксплуатации
Параметры
Длина 147,9 метров
Ширина 29,9 метров
Высота 17,2
Средняя осадка 11 метров
Водоизмещение 21120 тонн
Технические данные
Винты 3, фиксированного шага
Мощность 75 000 лошадиных сил
Скорость 20,8 узлов (38,5 км/ч)
Автономность плавания 7,5 месяцев
Экипаж 150 человек

А́томный ледоко́л «Сиби́рь» — советский атомный ледокол класса Арктика. Построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года.

Является третьим в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой, вторым надводным судном в истории арктического мореплавания, в активном плавании достигшим вершины планеты — 25 мая 1987 года в 15 часов 59 минут по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса[1].

На судне установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс, имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, тренировочный зал, бассейн, сауна.
Содержание

    1 Основные технические характеристики
    2 История
        2.1 Капитаны ледокола «Сибирь»
        2.2 Память
   Основные технические характеристики

    Длина наибольшая: 147,9 м
    Ширина наибольшая: 29,9 м
    Высота борта: 17,2 м
    Водоизмещение: 21 120 т.
    Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
    Мощность главной установки: 75 000 л.с.
    Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узлов

История

Весной 1978 года атомным ледоколом «Сибирь» и ледоколом «Капитан Сорокин» впервые была осуществлена круглогодичная навигация на линии Мурманск — Дудинка.

В 15 ч 59 мин 25 мая 1987 года ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса.

С 1993 года законсервирован из-за неисправности парогенераторов. В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке - пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится после 2015 года.
Капитаны ледокола «Сибирь»

Первым капитаном ледокола был В.К. Кочетков.
Память

Увековечен в многочисленных значках и памятной медали.
http://uploads.ru/t/I/b/Z/IbZDy.jpg

Иосиф Сталин (ледокол)

Конверт с фото ледокола «Иосиф Сталин» (на марке — ледокол «Красин»)
Почтовая марка СССР, 1940 год: Михаил Белоусов и Иван Папанин
http://uploads.ru/t/v/k/D/vkDlg.jpg
http://uploads.ru/t/y/f/V/yfVJD.jpg

Ледокол «Иосиф Сталин» («Сибирь») — первый советский линейный ледокол.
Содержание
 
    1 История

История

Назван в честь советского государственного деятеля — И. В. Сталина. Вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 года.

В 1939—1940 годах капитаном ледокола был Белоусов М. П., совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути.

19 марта 1940 года награжден орденом Ленина (номер 6015).

В годы Великой Отечественной войны ледокол был под командованием капитана советского ледокольного флота Воронина В. И.

Ледокол был капитально перестроен в 1958 году во Владивостоке, позднее переименован в «Сибирь», сдан на слом в 1973 году.

0

5

Россия (атомный ледокол)

«Россия»
http://uploads.ru/t/0/4/p/04pak.jpg
Ледокол Россия в плавучем доке
Основная информация
Тип атомный ледокол
Государство http://uploads.ru/t/t/8/e/t8e9B.png
http://uploads.ru/t/L/Z/N/LZNsy.png
Порт приписки Мурманск
Номер ИМО 8424240
Позывной UCJU
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь ОАО Балтийский завод
Спущено на воду 2 ноября 1983
Введено в эксплуатацию 21 декабря 1985
Современный статус В эксплуатации
Параметры
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м
Водоизмещение 22920 т
Технические данные
Силовая установка атомная турбоэлектрическая
Винты 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Мощность 75 тыс. л.с.
Скорость 20,8 узлов
У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения).

А́томный ледоко́л Росси́я — российский атомный ледокол типа «Арктика», заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.
Содержание

    1 История
    2 На борту
    3 Основные технические характеристики
   
История

Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане и для охлаждения атомных реакторов судно должно всегда находиться в холодной воде, в результате чего не может самостоятельно пересечь тропики, чтобы работать в Южном полушарии.

В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 г. обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов "Мир" с борта судна Академик Фёдоров.

17 сентября 2011 г. атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции "Арктика-2011" на борту.

Капитаны "России":

    Анатолий Алексеевич Ламехов (1984 bis 2009), Герой Социалистического Труда
    А.М. Спирин (март - июнь 2000, февраль 2006 - настоящее время)

На борту

На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, бассейн, сауна.
http://uploads.ru/t/V/I/1/VI13g.jpg
Основные технические характеристики

    Длина наибольшая: 150 м
    Ширина наибольшая: 30 м
    Высота борта: 17,2 м
    Водоизмещение: 22 920 т.
    Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
    Мощность главной установки: 75 000 л.с.
    Максимальная скорость хода на чистой воде: 20,8 узлов

0

6

Севморпуть (лихтеровоз)

«Севморпуть»
http://uploads.ru/t/c/3/n/c3nB7.jpg
Основная информация
Тип Атомный контейнеровоз
Государство http://uploads.ru/t/B/t/E/BtEMU.png
http://uploads.ru/t/Y/j/x/Yjxf1.png
Порт приписки Мурманск
Класс КМ(*) УЛ[2] А2 А
Номер ИМО 8729810
Позывной UHBY
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь Керченский судостроительный завод
Введено в эксплуатацию 31 января 1988
Современный статус В действии
Параметры
Длина 260,1 м
Ширина 32,2 м
Высота 18,3 м (высота борта)
Средняя осадка 11,8 м
Водоизмещение 61,88 тысяч тонн
Технические данные
Силовая установка атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5
Винты 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями
Мощность 29420 кВт (39436 л.с.)
Скорость 20,8 макс. узлов
Грузовместимость 74 лихтера типа ЛЭШ или 1336 20-футовых контейнера

«Севморпу́ть» — ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой. Построено в Керчи, на судостроительном заводе «Залив».
Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в строй в 1988 году.

Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1,5 м.

Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем судно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.

В начале 2007 года Ростехнадзор проверил ядерную установку лихтеровоза. Опубликовано заключение, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» и атомный ледокол «Сибирь»
http://uploads.ru/t/L/g/e/LgeAs.jpg
В августе 2007 года оператор судна Мурманское морское пароходство заявило о намерении переоборудовать лихтеровоз в плавучее буровое судно. Предполагалось, что переоборудование займёт 18 месяцев. План переоборудования объяснялся оператором отсутствием высокотарифных грузов для лихтеровоза. Однако в феврале 2008 года последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути» и о предстоящей передаче владельцем всех судов с атомной силовой установкой другому оператору.

В августе 2008 года Мурманское морское пароходство завершило передачу всего атомного ледокольного флота, включая «Севморпуть», в ФГУП Атомфлот.

В октябре 2009 года генеральный директор ФГУП Атомфлот Вячеслав Рукша заявил, что «лихтеровоз Атомфлота „Севморпуть“ стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то придется сдать его „на иголки“. А мог бы прослужить еще лет 15».
http://uploads.ru/t/F/9/f/F9fLV.jpg

0

7

Таймыр (атомный ледокол)

«Таймыр»
http://uploads.ru/t/M/u/z/Muz6h.jpg
ледокол «Таймыр» на почтовой марке России
http://uploads.ru/t/D/z/E/DzEHM.jpg
Основная информация
Тип Ледокол
Государство http://uploads.ru/t/p/g/X/pgXjG.png
http://uploads.ru/t/7/n/H/7nHAu.png
Порт приписки Мурманск
Класс КМ(*) ЛЛ2[2] А
Номер ИМО 8417481
Позывной UEMM
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь Wärtsilä, энергетическая установка — Балтийский завод
Спущено на воду 30 июня 1989 года
Введено в эксплуатацию 1989
Современный статус В эксплуатации
Параметры
Длина 151,8 м (наибольшая)
Ширина 29,2 м (наибольшая)
Высота 15,2 м
Средняя осадка 8,1 м
Водоизмещение 20 тыс. тонн
Технические данные
Силовая установка Атомная турбоэлектрическая (два турбогенератора ГТА 6421-ОМ5)
Винты 3 винта фиксированного шага со съемными лопастями
Мощность 2 × 18400 кВт
Скорость 18,5 узлов (33,3 км/ч)

«Таймы́р» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.

Ледокол был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году. Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколу идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.

Строительство «Таймыра» было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР. Там же был построен и второй ледокол в этой серии — «Вайгач».
http://uploads.ru/t/x/k/b/xkbfA.jpg

0

8

Советский Союз (атомный ледокол)

"Советский Союз"
http://uploads.ru/t/Z/z/E/ZzEMf.jpg
Ледокол «Советский союз» (справа).
Основная информация
Тип атомный ледокол
Государство http://uploads.ru/t/e/h/4/eh4Om.png
http://uploads.ru/t/I/s/2/Is2BS.png
Порт приписки Мурманск
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь ОАО Балтийский завод
Спущено на воду 1986
Введено в эксплуатацию 1989
Современный статус В эксплуатации
Параметры
Длина 147,9 м
Ширина 29,9 м
Высота 17,2 м (высота борта)
Водоизмещение 21120 тонн
Технические данные
Силовая установка атомная турбоэлектрическая
Винты 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Мощность 75 тыс. л.с.
Скорость макс. 20,8 узлов на воде

Ледоќол «Сов́етский Со́юз» — российский атомный ледокол класса «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством.

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер. Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть — на береговых складах.

В 1991 и 1992 годах «Советский Союз» служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№№ 20,21,23,18,26), и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолетом ледокола. Расстановку метеостанций проводил инженер ЦЛГМИ ААНИИ Лошаков Ю.В.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода "Советский Союз" Горшковского А.Г. на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и Флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов "Балтийского завода" гор. Санкт-Петербурга. Подъем флагов осуществил пассажирский помощник капитана Румянцев Н.Н.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.
Основные технические характеристики

    Наибольшая длина 147,9 м.
    Наибольшая ширина 29,9 м.
    Высота борта 17,2 м.
    Водоизмещение 21 120 тонн.
    Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая, два реактора мощностью до 55 мегаватт.
    Максимальная скорость хода на чистой воде 20,8 узлов.
http://uploads.ru/t/b/K/U/bKUex.jpg

0

9

Вайгач (атомный ледокол)

«Вайгач»
http://uploads.ru/t/a/v/J/avJRP.jpg
Основная информация
Тип атомный ледокол
Государство http://uploads.ru/t/C/T/Y/CTYqp.png
http://uploads.ru/t/a/x/q/axqYl.png
Порт приписки Мурманск
Класс КМ(★) ЛЛ2[2] А
Номер ИМО 8417493
Позывной UBNY
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь Wärtsilä, энергетическая установка — Балтийский завод
Спущено на воду 1989
Введено в эксплуатацию 1990
Современный статус В эксплуатации
Параметры
Длина 151,8 м
Ширина 29,2 м
Высота 15,2 м (высота борта)
Средняя осадка 8,1 м
Водоизмещение 20791 тонн
Технические данные
Силовая установка атомная турбоэлектрическая, 2 * ГТА 6421-ОМ5
Винты 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Мощность 50 000 л. с.
Скорость макс. 18,5 узлов на воде
Автономность плавания 120 суток (по провизии)
Экипаж 89 человек

Вайга́ч — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр» (проект 10580).

Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века «Вайгач».

Заложен на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки (Финляндия).

В 1988 г. корпус отбуксирован в СССР для достройки в Ленинград на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189), где произведена установка всего оборудования. Там же было изготовлено все оборудование и оснащение корпуса. Спущен на воду в 1989 г. Введен в эксплуатацию 25.07.1990 г.

Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 000 л.с. и позволяют ледоколу следовать через лёд толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C. Расчётная температура воды −2˚С…+10˚С (+23˚С при ограниченной мощности).

Основное применение — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач . Их строительство было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР.
Содержание

    1 Интересные факты
    2 Галерея
  Интересные факты
2011 год, судно в Финском заливе

    В феврале-марте 2011 года «Вайгач» работал в Финском заливе в связи с тяжёлой ледовой обстановкой на подступах к Санкт-Петербургу.[1]
    Многие годы, наряду с «Таймыром», являлся основным ледоколом на маршруте Мурманск — Норильск.
    15 декабря 2011 года произошел пожар на атомном ледоколе «Вайгач», который двигался из порта Дудинка в Мурманск. Пожар начался в 05.24 по местному времени (01.24 мск) в одной из кают, в 07.58 (03.58 мск) пожар был полностью потушен. Угрозы атомному реактору ледокола не было. При пожаре погибло два члена экипажа, один ранен.
http://uploads.ru/t/I/y/D/IyD4Q.jpg
Галерея
Ходовой мостик судна
http://uploads.ru/t/h/t/m/htmMq.jpg
http://uploads.ru/t/6/E/X/6Ebannedg

0

10

Ямал (атомный ледокол)

«Ямал»
http://uploads.ru/t/J/7/9/J79Ed.jpg
Атомный ледокол «Ямал» на снятии СП-36 (2009 год)
http://uploads.ru/t/V/g/4/Vg4n3.jpg
Основная информация
Тип Ледокол
Государство http://uploads.ru/t/D/S/L/DSLZo.png
http://uploads.ru/t/0/e/5/0e5nA.png
Порт приписки Мурманск
Класс KM(★) Icebreaker8 EPP А
Номер ИМО 9077549
Позывной UCJT
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь Балтийский завод, Санкт-Петербург
Спущено на воду 27 октября 1992
Современный статус В эксплуатации
Параметры
Длина 150 м
Ширина 30 м
Высота 17,2 м
Средняя осадка 11,08 м
Водоизмещение 23 460 т
Технические данные
Силовая установка 2 реактора ОК-900А, 2 турбины ТГГ-27,5 ОМ5 с генераторами переменного тока, 3 гребных электродвигателя
Винты 3 винта фиксированного шага с 4 съемными лопастями
Мощность 3 электродвигателя по 17600 кВт
Скорость 21 узел
Автономность плавания 7,5 месяцев (по запасам продовольствия)[1],
5 лет (по запасам топлива)
Экипаж 150 человек
Пассажировместимость 100 человек

А́томный ледоко́л «Яма́л» — российский атомный ледокол класса Арктика.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1992 году. В 2000 г. он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. Ямал — двенадцатый корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46[2]. рейсов к Северному полюсу.
Содержание

    1 Конструкция
    2 События
        2.1 Пожар
        2.2 Гибель туристки
        2.3 Столкновение с танкером
        2.4 Спасательная операция

Конструкция

Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,5-3,5 метров с устойчивой скоростью 1-2 узла.
Атомный ледокол «Ямал» на пути к Северному полюсу в августе 2001 г.
http://uploads.ru/t/R/H/A/RHATw.jpg
Атомный ледокол «Ямал»
http://uploads.ru/t/U/T/H/UTHF7.jpg
Ямал имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм[1]. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Между внешним и внутренним корпусами помещён водный балласт, который может быть перемещён для поддержания остойчивости судна. Корпус судна разделён на 8 водонепроницаемых отсеков, по центру расположена пятиуровневая надстройка. Для защиты корпуса от обмерзания используется пневмообмыв.

Ямал может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн.

Для охлаждения атомных реакторов Ямал должен всегда находиться в холодной воде с номинальной температурой +10 °C, поэтому он не может пересечь тропики, чтобы работать в Южном полушарии, без дополнительного оборудования охладительными установками.

Ямал несёт на себе один вертолёт Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. На нём установлены спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На судне имеется большая столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. На корабле имеется 155 кают для экипажа и 50 пассажирских кают, в каждой из которых есть телевизор, туалет и иллюминаторы.

Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным.
События
Пожар

23 декабря 1996 года на судне случился пожар, в результате которого погиб один член экипажа. Атомные реакторы не пострадали, огонь был потушен в течение 30 минут.
Гибель туристки

8 августа 2007 года 65-летняя туристка из Швейцарии по неосторожности упала за борт ледокола и погибла после удара об лёд.
Столкновение с танкером

16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря во время ледовой проводки произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 м с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. Далее танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Архангельск.
Спасательная операция

В сентябре 2009 года атомоход эвакуировал группу археологов из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля, которые подали сигнал бедствия. Десятая новоземельская археологическая экспедиция занималась изучением стоянки голландской экспедиции Виллема Баренца 1596 года.

0

11

50 лет Победы (атомный ледокол)

«50 лет Победы»
http://uploads.ru/t/h/g/l/hglxI.jpg
Основная информация
Тип атомный ледокол
Государство http://uploads.ru/t/S/u/K/SuKt4.png
Порт приписки Мурманск
Класс Арктика, проект 10521, модифицированный; символ класса КМ(*) ЛЛ1[2] А
Номер ИМО 9152959
Позывной UGYU
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Владелец Российская Федерация
Верфь ОАО «Балтийский завод»
Спущено на воду 29 декабря 1993
Введено в эксплуатацию 23 марта 2007
Современный статус В действии
Параметры
Длина 159,60 м
Ширина 30,00 м
Высота 17,20 м (высота борта)
Средняя осадка 11,00 м
Водоизмещение 23 439 брт
7 032 нрт (МК-1969);
25 840 т (рус.),[1]
дедвейт 3 505 (т)
Технические данные
Силовая установка 2 атомных паровых котла, 2 главных двигателя ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW
Винты 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Мощность 75 000 л. с.
Скорость макс. 21,00 узлов
Автономность плавания 7,5 мес. (по провизии)
Экипаж 138  человек. После ряда сокращений уменьшен до 106 человек

50 лет Побе́ды — атомный ледокол проекта 10521, на сегодняшний день крупнейший в мире. Его строительство велось на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.
Содержание

1 Характеристики
   
Характеристики
Ледокол «50 лет Победы» на марке России
http://uploads.ru/t/a/L/D/aLD8E.jpg
Ледокол «50 лет Победы» представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса Арктика. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

«50 лет Победы» — это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Гостехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

Помимо основной задачи по проводке караванов в арктических морях, ледокол также ориентирован на выполнение арктических круизов, как правило, к Северному Полюсу с посещением заповедного архипелага Земля Франца-Иосифа. В круизе на борту для туристов работает ресторан. Специальных пассажирских кают на ледоколе не предусмотрено, туристы размещаются в каютах командно-инженерного состава.

В распоряжении экипажа имеются спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон. Работает система спутникового телевидения.
http://uploads.ru/t/Q/x/h/Qxhoq.jpg

0

12

Атомный ледокольный флот

Содержание

    1 Гражданский атомный флот России
        1.1 История создания
        1.2 Хронология
            1.2.1 1-ое поколение
            1.2.2 2-ое поколение
            1.2.3 3-е поколение
        1.3 Вехи истории
        1.4 Этапы пути
        1.5 Памятные знаки
       
Гражданский атомный флот России
История создания
Ровно год без захода в порт!
http://uploads.ru/t/i/V/C/iVC4Z.jpg
В связи с освоением и развитием районов российского Крайнего Севера стало актуальной задачей создание мощного атомного ледокольного флота в начале 50-х годов XX века. Было необходимо круглогодично обеспечивать грузопоток по Северному морскому пути: в Западную и Восточную Сибирь доставлялись гигантские объемы различных грузов для разработки месторождений и обустройства населенных мест, а назад шел поток продукции горнорудной промышленности, лесоматериалов, нефти, газа и других ресурсов. Для выполнения ледовой проводки в Арктике у атомных ледоколов были неоспоримые преимущества: автономность плавания 6-8 месяцев (Ледокол «Арктика» отработал без захода в какой-либо порт ровно 1 год - с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года!), ресурс ядерного топлива обеспечивает работу атомных ледоколов в течение 4-5 лет.
Хронология

С 1959 по 1991 год в СССР было построено 9 гражданских судов с ядерными энергетическими установками: 8 ледоколов и один лихтеровоз. Условно эти суда принято делить на три поколения.
1-ое поколение

Атомный ледокол «Ленин»
http://uploads.ru/t/i/j/s/ijsBN.jpg
«Ленин»
Удивляют и восхищают темпы создания первого отечественного атомного ледокола: решение о его строительстве было принято 20 ноября 1953 г., закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, а уже 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» принят в эксплуатацию!

В создании ледокола принимали участие 510 предприятий и организаций страны. Так в короткие сроки был создан российский гражданский атомный флот.
Май 2009 г. Атомный ледокол «Ленин» становится музеем освоения Арктики. Это будет не просто музей, - сообщило на встрече с журналистами руководство владельца судна – Госкорпорации «Росатом». - Мы собираемся преобразовать легендарное судно в объект, раскрывающий посетителю историю освоения Арктики».

С девятого мая 2009 г.и всё лето режим экскурсий на атомоход будет экспериментальным. А к третьему декабря, в свое пятидесятилетие, «Ленин» в полном объеме приступит к работе уже в качестве настоящего музея и просветительского центра.
2-ое поколение

Атомные ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал".

Ледокол "Арктика"
http://uploads.ru/t/X/C/H/XCHVF.jpg
Ледокол "Сибирь"
http://uploads.ru/t/o/Q/J/oQJRp.jpg
Ледокол "Сибирь" на Северном полюсе
http://uploads.ru/t/x/8/r/x8rhy.jpg
Ледокол "Россия"
http://uploads.ru/t/Z/Q/E/ZQEXf.jpg
http://uploads.ru/t/x/j/c/xjclT.jpg
«Советский Союз»
http://uploads.ru/t/I/g/2/Ig28J.jpg
Ледокол "Ямал"
http://uploads.ru/t/6/N/U/6NU4a.jpg
"Севморпуть»
http://uploads.ru/t/e/J/M/eJMcA.jpg
Ледокол "50 лет Победы"
http://uploads.ru/t/V/9/2/V926g.jpg

В период с июня 1971 г. по октябрь 1992 г. на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал". В течение шести с половиной лет – с июня 1982 г. по январь 1988 г., работники Керченского судостроительного завода "Залив" имени Б.Е. Бутомы создавали лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Последний ледокол из этой серии - «50 лет Победы» - спущен на воду и с 1994 года достраивается на Балтийском заводе Санкт-Петербурга.
3-е поколение

Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач"
Ледокол "Таймыр"
http://uploads.ru/t/X/b/3/Xb3fN.jpg
Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" были построены по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" в Финляндии в период с января 1985 г. по март 1989 г.. Атомный ледокол "Таймыр был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" – 25 июля 1990 г..
Ледокол "Вайгач"
http://uploads.ru/t/p/X/m/pXmSx.jpg
Одновременно строились или переоборудовались суда атомно-технологического обслуживания, создавался флот транспортных судов усиленного ледового класса для работы на трассах Северного морского пути, которые были способны осуществлять грузоперевозки в Арктике не только в летние месяцы, но и поздней осенью и ранней весной. Так, благодаря работе атомных ледоколов, продолжительность навигации в Арктике была увеличена с трех месяцев до десяти, а в Западном секторе Арктики транспортные операции - практически круглый год.

Вехи истории

    с 14 по 25 октября 1961 г. с борта атомного ледокола «Ленин» была высажена на льдину группа полярников станции СП-10 в районе острова Врангеля;

    в мае 1971 г. успешно осуществлен высокоширотный рейс атомного ледокола «Ленин» и дизельного ледокола «Владивосток» с запада Арктики на Дальний Восток;

    в августе 1977 г. впервые в мировой практике надводное судно – атомный ледокол «Арктика» - совершило рейс и достигло Северного полюса; в последующем рейсы атомоходов на Северный полюс совершались неоднократно с туристами на борту и стали обыденной в практике работы ледоколов;

    в мае 1978 г. атомный ледокол «Сибирь» совершил сверхранний высокоширотный рейс с Запада на Дальний Восток;

    в мае 1987 г. с помощью атомного ледокола «Сибирь» была проведена операция по спасению научной станции СП-27;
    в осенне-зимний период 1983 г. и 1994 г. с помощью атомных ледоколов были вызволены в Восточном секторе Арктики из ледового плена и спасены транспортные суда;

    с мая 1999 г. по май 2000 г. атомный ледокол «Арктика» отработал целый год без захода в порт города Мурманска, показав тем самым надежность судна на 25-м году своей эксплуатации;

    в августе 2003 г. после комплекса работ по продлению ресурса вновь вышел на трассы Северного морского пути атомный ледокол «Арктика».

Этапы пути

    Первый этап связан с атомным ледоколом «Ленин», который продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики. Ледоколу поручались проводки судов на самых тяжелых участках трассы Северного морского пути. Была подтверждена радиационная безопасность ядерной энергетической установки ледокола как для экипажа судна, так и для окружающей среды.

    На втором этапе в строй вступили атомный ледокол «Арктика» (1975 г.) и атомный ледокол «Сибирь» (1978 г.). Они подтвердили экономическую целесообразность использования ядерно-энергетических установок на судах. Высокая надежность, неограниченность районов плавания и длительности навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы.

    На третьем этапе развития атомного флота произошло расширение класса атомных судов. Была построена серия линейных атомных ледоколов: «Россия» (1985 г.), «Советский Союз» (1989 г.) и «Ямал» (1993 г.) и два мелкосидящих однореакторных атомных ледокола: «Таймыр» (1989 г.) и «Вайгач» (1990 г.), а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» (1988 г).

    Учитывая, что в обозримом будущем не предвидится создания на Крайнем Севере и в Арктических регионах Сибири альтернативной Северному морскому пути национальной транспортной магистрали, трасса остается важнейшей для хозяйственно-экономического развития этих регионов России. В настоящее время нет и альтернативы ледоколам с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей стабильность и надежность мореплавания в арктических широтах: лишь атомные ледоколы позволяют обеспечить своевременную доставку жителям арктического побережья необходимого снабжения, без которого эти регионы просто не смогли бы выжить.

    О перспективности ледокольного флота говорит и тот факт, что свой визит в Мурманскую область в апреле 2000 года Президент России В.В. Путин начал с посещения атомного ледокола «Россия».

1ледокол.
http://uploads.ru/t/7/3/r/73r6H.jpg
27ледокол.
http://uploads.ru/t/o/Z/U/oZU6K.jpg
Ледокол "Россия"
http://uploads.ru/t/Z/o/P/ZoPXx.jpg
Ледокол "Ямал"
http://uploads.ru/t/Y/T/z/YTzPl.jpg

Атомный ледокольный флот России насчитывает сейчас 6 атомных ледоколов: "Ямал", "Россия", "Арктика", "Таймыр", "Вайгач", "Советский Союз". Кроме этого, два атомных ледокола длительное время не выполняют своих функциональных обязанностей и находятся в порту: "Ленин" (с 1989 года), "Сибирь" (с 1993 года).

Атомный ледокол "Ленин" планируется в скором будущем установить на вечную стоянку у причалов города Мурманска (в районе Морского вокзала) и создать на нем Музей покорения и освоения Арктики.

В 2007 году планируется спустить на воду атомный ледокол "50 лет Победы".

Атомный ледокольный флот находится в собственности государства. Благодаря этому, Россия до сих пор сохраняет полный контроль на Северном морском пути и в Арктике в целом. Сейчас флот передан в доверительное управление ОАО "Мурманское морское пароходство".
Памятные знаки

Памятный знак ледоколу «Ермак» (Мурманск)

http://uploads.ru/t/O/n/5/On59t.jpg

В центре Мурманска на проспекте Ленина установлены настоящий якорь ледокола «Ермак» и панно из кусочков смальты – разноцветного стекла.

На панно изображены ледяные просторы Арктики, по которой прокладывает путь «Ермак». На бронзовой плите – надпись: «Дедушке» ледокольного флота Ордена Ленина ледоколу «Ермак».

Ледокол совершил много походов, спасал корабли, людей, а в военное время под вражеским огнём помогал другим судам перевозить людей и грузы.

Мозаичная картина в честь славного «Ермака» стала памятью и украшением города.

0

13

Первые советские ледоколы

http://s3.uploads.ru/t/CHrig.jpg

Мгновения, когда сквозь полупрозрачную августовскую дымку стали вырисовываться расплывчатые очертания берегов Анадырского залива, были, наверное, самыми счастливыми в жизни моряков ледокола "А. Микоян". Заканчивался легендарный рейс через три океана протяженностью в 25 тысяч миль, полный неожиданностей и опасности.

22 июня 1941 года ледокол еще стоял у достроечной стенки судостроительного завода в Николаеве, и, по расчетам мирного времени, на завершение работ требовалось 7-8 месяцев. А уже 5 августа "А. Микоян" отправился своим ходом в Севастополь, где его вооружили пятью 130-мм пушками, зенитками и пулеметами и в качестве вспомогательного крейсера включили в отряд кораблей северо-западного района для поддержки сухопутных частей, оборонявших Одессу.

Но недолго продолжалась боевая служба "А. Микояна", Место ледокола там, где через тяжелые полярные льды нужно прокладывать путь караванам морских судов. Экипаж получает задание совершить переход из Черного моря на Дальний Восток. Турция, как страна нейтральная, отказалась пропустить через Босфор и Дарданеллы вооруженный ледокол. Поэтому "А. Микоян" сначала зашел в Поти, где с него сняли артиллерийские орудия и пулеметы, затем принял в Батуми полный запас топлива и 25 ноября взял курс на Чукотку. Через четыре дня ледокол достиг Босфора и сделал остановку в Стамбуле. Дальше предстояло самое трудное - минуя многочисленные итало-германские базы, расположенные на островах Эгейского и Средиземного морей, прорваться в Фамагусту, военно-морскую базу союзников на Кипре.

При выходе из Дарданелл "А. Микоян" подвергся атаке трех итальянских торпедных катеров. Маневрируя, моряки сумели уклониться от торпед. Израсходовав понапрасну все торпеды, катера открыли по безоружному судну артиллерийско-пулеметный огонь. Прочный стальной корпус ледокола держал удары, но вот снаряды стали рваться на палубе и в надстройках. Загорелся спасательный катер с находившимся на нем запасом бензина. Увидев пламя и дым, заволакивавший ледокол, итальянцы, видимо, решили, что с ним покончено, и убрались восвояси. Вскоре радиостанции Рима и Берлина сообщили о потоплении крупного советского ледокола. Но они поторопились. Команда "А. Микояна" выбросила за борт горящий катер, и ледокол, несмотря на преследование подводных лодок и самолетов, благополучно прибыл в Фамагусту. Более 150 пробоин зияло в корпусе и надстройках судна. После ремонта ледокол продолжил путь через Суэцкий канал, обогнул оконечность Африки, пересек Атлантику и, пройдя Панамский канал, достиг Чукотки. Девять месяцев продолжалась эта необычная одиссея ледокола по южным морям и океанам.

"А. Микоян" - последний из серии мощных ледоколов, построенных перед Великой Отечественной войной. Необходимость в них стала особенно острой в конце 20-х годов, когда геологи обнаружили на Севере богатые залежи цветных металлов, каменного угля и нефти. Чтобы вовлечь эти богатства в народное хозяйство страны, нужно было в первую очередь решить проблему транспорта на огромных пространствах тайги и тундры.

17 декабря 1932 года Совнарком СССР образовал Главное управление по Северному морскому пути, возложив на него и обязанность по разработке типов ледокола. И сразу же встал вопрос - какие строить ледоколы.

Использовав отечественный и зарубежный опыт, группа инженеров во главе с И. Сморгонским разработала задание на дизель-электрический ледокол мощностью 12-14 тыс. л. с. Одновременно с проектированием дизель-электрохода велась разработка проекта парового ледокола по типу "Красина". Проект парового ледокола не удовлетворял требованиям Севморпути по автономности плавания, но его можно разработать и построить в сравнительно короткий срок. Поэтому совещание приняло решение строить и те и другие ледоколы. В июле 1934 года правительство возложило на Наркомтяжпром постройку четырех ледоколов типа "Красин" и двух дизель-электрических.

23 октября 1935 года на Балтийском заводе состоялась закладка первых двух ледоколов - "И. Сталин" и "Адмирал Макаров", первую заклепку в корпус головного судна забил известный советский полярник Иван Дмитриевич Папанин. Примерно в то же самое время в Николаеве закладывались еще два паровых ледокола - "Сибирь" и "А. Микоян", а на Адмиралтейском заводе в Ленинграде - дизель-электрические "Киров" и "Куйбышев" мощностью по 12 тыс. л. с. Но в связи с выполнением большой программы развития Военно-Морского Флота строительство дизель-электрических ледоколов вскоре прекратили.

По конструкции новые паровые ледоколы существенно отличались от своего прототипа - "Красина" - даже по внешнему виду. Большая площадь надстроек и увеличенный на 10 метров корпус позволили удобно разместить команду и научных работников. На судне 126 кают, из них 60 жилых, все помещения утеплены слоем пробки толщиной 300 мм. Интерьеры жилой зоны оформлялись по чертежам художников-архитекторов. Рефрижераторное отделение рассчитано на хранение годового запаса продуктов, кроме того, на судне предусмотрено помещение для содержания живого скота.

Яйцевидная форма корпуса предохраняет судно от сжатия. Клепаный корпус построен на высший класс Регистра, ледоколу разрешается плавать во льдах в любое время года. Старые машины работали на насыщенном паре, новые - на перегретом, что давало экономию топлива в 0,15 кг/л. с. ч. Это были самые мощные судовые машины, построенные в СССР. Для целей ледовой разведки на борту устанавливались три самолета.

В 1938 году головной ледокол серии "И. Сталин" вступил в строй, заканчивалось строительство еще двух. Окрепший ледокольный флот в годы войны сыграл решающую роль в проводке иностранных и советских судов в Архангельск, Мурманск, через пролив Лаперуза и Финский залив. Вот почему фашистская авиация первый удар стремилась нанести по ледоколам, а не по транспортным судам.

На смену довоенным ледоколам теперь пришли атомоходы. Они прокладывают путь через любые однолетние льды океана. Бесперебойно работает Северный морской путь.

    Ледоколы

Тип судна
ледокол
Наибольшая длина
106,6 м
Наибольшая ширина
28,1 м
Осадка
9,15 м
Водоизмещение
11 000 т
Скорость (на чистой воде)
15,5 узла
Двигатель
3 паровые машины
Топливо
уголь
Мощность двигателя
3х3350 л.с.
Автономность плавания
27 суток
Команда
115 чел.
Завод-строитель
Балтийский судостроительный завод имени С. Орджоникидзе
Николаевский судостроительный завод
Годы постройки
1938-1941 гг.
Количество
Балтийский - 2
("И. Сталин", "Адмирал Макаров");
Николаевский - 2
("Сибирь", "А. Микоян").

Ледоколы
http://s3.uploads.ru/t/1Ooa0.jpg

0


Вы здесь » Саргонские Коты-Sargon Cat » Гражданский флот » Атомоходы