Подводные лодки серии I «Декабрист»
Многоцелевая ПЛ «Декабрист»
серия I
музей Д-2 «Народоволец»
Основные характеристики
Тип корабля Большая торпедная подводная лодка
Обозначение проекта серия I, «Декабрист»
Разработчик проекта «Техбюро № 4 Балтийского завода»
Главный конструктор Б. М. Малинин
Скорость (надводная) 15,3 узла
Скорость (подводная) 8,9 узла
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 47 суток,
13 000 км при 9,5 узлах,
278 км подводная на 3 узлах
Экипаж 53 человека
Размеры
Водоизмещение надводное 933 т
Водоизмещение подводное 1354 т
Длина наибольшая
(по КВЛ) 76 м
Ширина корпуса наиб. 6,5 м
Средняя осадка
(по КВЛ) 3,8 м
Силовая установка
двухвинтовая дизель-электрическая
Дизели: 2 x 1100 л.с. 42-Б-6
Электромоторы: 2 x 525 л.с. ПГ20
Вооружение
Артиллерия 1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов, 1 45 мм орудие, 1 пулемёт
Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты/калибр:
6/533мм (носовые)
2/533мм (кормовые)
Боекомплект (торпед): 14
Подводные лодки серии I типа «Декабрист» — серия советских больших торпедных дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1927—1931 годах.
Содержание
1 История проектирования
2 История строительства
3 История службы
4 Представители
5 Конструкция
5.1 Корпус
5.2 Вооружение
6 Оценка проекта
История проектирования
Серия I стала первым типом подводных лодок, разработанных для советского флота после Октябрьской революции. Их создание было утверждено в морской программе 1926 года. Для разработки проекта было создано КБ «Техбюро № 4 Балтийского завода», под руководством инженера-кораблестроителя Бориса Михайловича Малинина. Основными авторами проекта были К. И. Руберовский и Б. М. Малинин.
Малинин позднее вспоминал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». Любопытно, что Б. М. Малинин имел тогда в подчинении всего… 6 человек. Именно эти люди смогли сделать реальностью возрождение отечественной школы подводного кораблестроения после революции.
Работы над проектом большой торпедной позиционной подводной лодки были начаты в январе 1926 года, 19 сентября того же года проект был передан на рассмотрение начальнику Морских Сил Республики. Утверждение проекта состоялось 17 февраля 1927 года.
Первоначально планировалась установка артиллерийского вооружения в количестве двух орудий Б-2 калибра 102 мм. После обсуждения, во избежания заливания артиллерии, одно орудие заменили на 45-мм полуавтомат 21-К и подняли артустановки на ходовой мостик.
При проектировании «Декабристов» был создан комплекс спасательных средств для личного состава, ставший стандартным и внедрявшийся впоследствии на многих проектах подводных лодок, строившихся позднее. В этот комплекс входили аварийные буи в первом и последнем отсеках, позволявшие осуществлять телефонную связь с поверхностью, выдвижные тубусы для создания воздушной подушки при затоплении отсека, индивидуальные спасательные аппараты, специальные внешние крепления для подъёма лодки со дна, клапаны внешнего продувания балластных цистерн и клапаны подачи воздуха в отсеки с надводного корабля.
История строительства
В сентябре 1926 года, ещё до официального утверждения проекта, рабочая документация была передана на завод № 189 в Ленинграде для начала строительства. 5 марта 1927 года состоялась закладка трех первых кораблей на Балтийском заводе в Ленинграде, а 14 апреля 1927 года были заложены и три лодки в Николаеве. Корпуса кораблей строились из дореволюционных запасов высококачественной стали, предназначенных для строительства линейных крейсеров типа «Измаил» и лёгких крейсеров типа «Светлана».
На Д-1 и Д-2 были установлены дизельные двигатели фирмы MAN, закупленные в Германии под видом тепловозных дизелей, остальные корабли оснащались советскими аналогами — дизелями Коломенского завода модели 42-Б-6. Также, за рубежом были закуплены фрикционные муфты, главные осушительные насосы, воздуходувки и другое оборудование.
В 1930 году начались испытания двух головных кораблей — Д-1 и Д-4. В ходе пробных погружений и всплытий были выявлены недопустимые крены, после чего исполнители проекта были арестованы и обвинены во вредительстве. В результате расследования было установлено, что причиной крена стали недостатки вентиляции главного балласта — цистерны сообщались между собой, что приводило к перетеканию воды между ними. Установка клапанов раздельной вентиляции цистерн левого и правого борта решила проблему кренов.
Обнаруженная в ходе испытаний перегрузка в 20 тонн, недопустимо поднявшая центр тяжести, была компенсирована снятием некоторых грузов и установкой в ограждении прочной рубки балтийских кораблей семи цилиндров плавучести. Позже, при переводе на север, эти цилиндры были за ненадобностью демонтированы, однако на вернувшейся на Балтику Д-2 их пришлось восстанавливать.
История службы
«Декабристы» стали первыми подводными лодками Северного флота, успешно освоив этот регион с суровыми климатическими условиями. В ходе средних ремонтов лодки получили новые рубки, орудие Б-2 заменялось на более совершенное Б-24. К началу войны Д-1 погибла, а Д-6 находилась в капитальном ремонте, однако остальные 4 корабля приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Одна из лодок данного класса, Д-2 «Народоволец», сохранена в качестве музейного корабля и установлена в Санкт-Петербурге.
Представители
Обозначение Название Место постройки Спуск на воду Окончание службы
Д-1 «Декабрист» Балтийский завод им. Орджоникидзе, Ленинград 3 ноября 1929 года Погибла при невыясненных обстоятельствах 13 ноября 1940 г. в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки.
Д-2 «Народоволец» Балтийский завод им. Орджоникидзе, Ленинград 1929 год Списана в 1958 году, сохранена как музейный корабль в Санкт-Петербурге
Д-3 «Красногвардеец» Балтийский завод им. Орджоникидзе, Ленинград 12 июля 1929 года Участвовала в Великой Отечественной Войне, совершила 9 боевых походов, потопила 6 транспортных и 1 боевой корабль. Погибла в июне 1942 года в районе Тана-фьорд — м. Нордкин, Норвегия[3].
Д-4 «Революционер» Завод Марти, Николаев 1929 год Участвовала в Великой Отечественной Войне, совершила 18 боевых походов, потопила 3 транспортных корабля противника. Участвовала в обороне Севастополя, доставив свыше 300 тонн грузов в осажденный город. Погибла в декабре 1943 года от глубинных бомб в Каламитском заливе[4].
Д-5 «Спартаковец» Завод Марти, Николаев 1929 год Списана в 50-х годах
Д-6 «Якобинец» Завод Марти, Николаев 1929 год Повреждена при бомбардировке доков Севастополя 12 ноября 1941, где находилась на ремонте; взорвана по приказу командования экипажем 26 июня 1942 года
Конструкция
Корпус
Глубиномер Д-2. Отградуирован до 100 метров или 330 футов
Лодки типа «Декабрист» имели двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус изготовлялся веретенообразной формы, повторяя обводы лёгкого корпуса. Он был рассчитан на предельную глубину погружения в 90 метров и разделялся сферическими переборками на семь отсеков:
Первый отсек
Носовой торпедный, жилой, самый большой отсек. В нём находились шесть носовых торпедных аппаратов, хранились шесть запасных торпед к ним, торпедопогрузочное устройство, носовой аварийный буй, в трюме — цистерна лага. В этом же отсеке находилась наибольшая часть спальных мест личного состава, обеденный стол, гальюн, провизионная цистерна.
Второй отсек
Одна группа аккумуляторов, радиорубка, камбуз, гальюн.
Третий отсек
Аккумуляторный с двумя группами аккумуляторных батарей, кают-компания, каюты командира и комиссара.
Четвёртый отсек
Центральный пост, сосредоточение приборов управления кораблём, отсек-убежище, в трюме — артиллерийский погреб. Здесь же находился зенитный перископ, а над отсеком — боевая рубка с перископом атаки.
Пятый отсек
Пятый отсек Д-2
Аккумуляторный, жилой. Гирокомпас.
Шестой отсек
Машинное отделение, два дизеля, масляная система, расходный топливный бак, входной люк.
Седьмой отсек
Электромоторный, жилой, кормовой торпедный. Главная щитовая станция, кормовой аварийный буй.
Вооружение
Первоначальное артиллерийское вооружение состояло из носового орудия Б-2 калибра 102 мм и кормового 45-мм полуавтомата 21-К, которые размещались на ходовом мостике, в ограждении прочной рубки. В ходе капитальных ремонтов устаревшее и считавшееся неудачным орудие Б-2 заменялось на новое, 100-мм Б-24ПЛ, способное вести зенитную стрельбу и обладавшее лучшими характеристиками. Так как орудие стесняло действия вахты на мостике, то его опустили на палубу перед ограждением рубки.
Носовой отсек Д-2. Видны крышки шести торпедных аппаратов
Кормовой отсек Д-2. Два торпедных аппарата, штурвал управления вертикальным рулём
Торпедное вооружение состояло из восьми торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра - шести носовых и двух кормовых. Аппараты были пневматическими, они разрабатывались вместе с лодками, точёные трубы были выполнены из бронзы и выходили из прочного корпуса через специальные сальники. Лодки несли по 14 торпед — 8 в аппаратах и 6 запасных в первом отсеке. Так как разработка торпед 53-27 шла с запозданием, то корабли вступали в строй со специальными решётками в торпедных аппаратах, позволяющими использовать торпеды калибра 450 мм.
Оценка проекта
Эти лодки были полностью разработаны в СССР и стали большим шагом вперёд по сравнению с проектами подводных лодок Российской Империи. Такие технические решения как: применение двухкорпусной архитектуры, установка поперечных водонепроницаемых переборок, размещение аккумуляторной батареи в герметичной яме, снабжение подводной лодки цистерной быстрого погружения и средствами регенерации воздуха до сих пор используются в отечественном подводном кораблестроении[5]. «Декабристы», однако, имели существенное количество технических недостатков и конструкционных дефектов. Наиболее серьёзными проблемами были недостаточная скорость погружения и плохая остойчивость в подводном положении.