Проект 677 «Лада» - дизель-электрические подводные лодки типа «Санкт-Петербург»
Описание
Подводные лодки проекта 677 предназначены для проведения самостоятельных операций на морских коммуникациях против подводных лодок и надводных кораблей противника в ограниченном районе, осуществления противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, постановки минных заграждений и других задач.
ПЛ проекта 677 выполнена по так называемой полуторакорпусной схеме. Осесимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая законцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, посредством платформ корпус разделен по высоте на три яруса.
Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.
Вооружение
На ПЛ установлены 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. 2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами. Боезапас составляет 18 единиц, в который могут входить универсальные торпеды (типа САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), противолодочные ракето-торпеды, крылатые ракеты, мины (22 типа ДМ-1). Предусмотрена возможность использования скоростных противолодочных ракет «Шквал».
Система стрельбы позволяет выстреливать боезапас одиночно и залпом до 6 единиц. Механическое устройство заряжания «Мурена» позволяет автоматически произвести перезарядку торпедных аппаратов. Весь цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба автоматизированы и осуществляются с пульта оператора из главного командного пункта подводной лодки.
Для противовоздушной обороны имеется 6 ПЗРК «Игла-1М».
Координация работы всех средств радиоэлектронного вооружения обеспечивается боевой информационно-управляющей системой «Литий».
Гидроакустический комплекс «Лира» включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны. В состав комплекса входят носовая (Л-01) и две бортовые антенны в носовой оконечности ПЛ. Размеры антенн увеличены в максимально возможной степени. Они занимают большую часть поверхности носовой оконечности.
Кроме стационарных антенн, на ПЛ размещена выпускная буксируемая гидроакустическая антенна с точкой выхода в верхнем вертикальном стабилизаторе.
Навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему и обеспечивает безопасность кораблевождения и выработку данных о месте нахождения и параметрах движения подводной лодки с необходимой для использования оружия точностью.
Унифицированный перископный комплекс УПК «Парус-98» имеет в своем составе:
командирский перископ непроникающего типа «Парус-98КП» с оптическим и ТВ-каналами (дневным и низкоуровневым) с переменным увеличением 1,5-12Х, с видеозаписью;
оптронную мачту непроникающего типа «Парус-98УП» (универсальный перископ) с ТВ-каналами (дневным и низкоуровневым) с переменным увеличением 1,5-12Х, канал лазерного дальномера;
РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов. Радиолокационная система имеет канал повышенной скрытности в активном режиме и дает полную информацию и надводной, и воздушной обстановке, не демаскируя подводную лодку;
цифровой комплекс средств радиосвязи «Дистанция». Комплект средств радиосвязи позволяет осуществлять надежную двустороннюю радиосвязь с береговыми командными пунктами, кораблями, судами и самолетами при нахождении в надводном и перископном положениях. Для приема командных сообщений при нахождении на большой глубине имеется выпускная буксируемая радиоантенна. Выпуск антенны производится из прочного корпуса;
навигационный комплекс «Аппассионата» с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС. Точность навигации - отклонение координат места за 2 дня - 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.
Энергетическая установка
Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку, разработанную по схеме полного электродвижения. В ее состав входят размещенная в четвертом отсеке дизель-генераторная установка в составе двух дизель-генераторов постоянного тока 28ДГ с выпрямителями (мощностью по 1000 кВт), две группы аккумуляторных батарей по 126 элементов в каждой (общая мощность - 10580 кВт·ч), находящиеся в первом и третьем отсеках, всережимный бесколлекторный низкооборотный гребной электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами типа СЭД-1 мощностью 4100 кВт.
Выбранная мощность дизель-генераторов позволяет осуществлять не только «обычную» зарядку аккумуляторной батареи, но и специально разработанный режим ускоренной зарядки, позволяющий значительно сократить время нахождения подводной лодки в перископном положении. Отсутствие щеточного токосъемного устройства повышает безопасность эксплуатации генераторов.
Всережимный гребной электродвигатель выполняет функцию главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономного хода. Он приводит в действие семилопастный малошумный гребной винт фиксированного шага с саблевидными лопастями. Также, ПЛ имеет 2 выносных винтовых колонки РДК-35. Наибольшая скорость подводного хода достигает 21 узла, при движении в надводном положении лодка развивает скорость хода 10 узлов. Дальность плавания в режиме работы дизеля под водой достигает 6000 миль, в подобном положении при движении экономным ходом лодка может преодолеть 650 миль.
ПЛ оснащена спасательным универсальным комплексом типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт., в надстройке перед ограждением выдвижных устройств).
Все жилые помещения ПЛ размещены в третьем отсеке. Для всех членов экипажа предусмотрены каюты: для командного состава - двухместные, у командира - одноместная.
Для приема пищи имеется кают-компания с буфетной. Все запасы продовольствия размещены в специальных кладовых, охлаждаемых и неохлаждаемых. Камбузное оборудование новой разработки при малых габаритах и энергопотреблении способно обеспечить быстрое приготовление горячей пищи.
Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали. Пополнение запасов воды возможно с помощью водоопреснительной установки, утилизирующей тепло дизелей. В целом водоснабжение вполне достаточно как для питьевых, так и для гигиенических целей (мытье посуды, душевые). Условия обитаемости и запасы топлива, продовольствия и питьевой воды обеспечивают автономность 45 суток.
Экипаж - 35 человек.